Театральный город

Театральное лето

Беседовала Яна Постовалова

Михаил Патласов — режиссер, создающий спектакли на основе реальных событий. Его первая работа «Антитела», поставленная в «Балтийском доме», рассказывала про убийство подростка на Невском проспекте; мотив преступления — национальный вопрос. Спектакль был отмечен критикой, а актерский дуэт Ольги Белинской и Аллы Еминцевой номинирован на Высшую национальную премию «Золотая Маска».

Потом был «Шум» на Новой сцене Александринки. Тема спектакля — снова разборки подростков, но теперь мальчик перепутал реальную и игровую действительность.

26 июля 2016Читать дальше

«МОЙ НУРИЕВ»
Малая сцена РГИСИ

Режиссер — Галина Жданова
Актер — Нурбек Батуллин

О кумире говорить всегда сложно. Как объяснить всем, почему восхищение вызывает именно этот человек? Как представить его таким, каким видишь сам?

Вот, например, есть молодой актер Нурбек Батуллин, есть его кумир Рудольф Нуриев и есть события, воспоминания, впечатления, переживания, требующие бесконечно своеобразного, удивительно личного диалога с кумиром. Такой диалог в физической реальности невозможен. Это прорыв. Это попытка добиться почти невозможного.

15 июля 2016Читать дальше

«Билли Миллиган»

«Такой театр»

Режиссеры — Игорь Сергеев, Варя Светлова
Художник — Анвар Гумаров
Премьера — 23 июня 2016 года

Для Игоря Сергеева и Вари Светловой «Билли Миллиган» — вторая совместная постановка. Год назад в рамках «Такого театра» они выпустили «Эффект Чарли Гордона». Понятия нормы, правил, стандарта и аномального, исключительного, остроиндивидуального были заявлены уже тогда. Новый спектакль — «Билли Миллиган» — в какой-то мере вновь касается этой темы.

Новаторство состоит в том, что руководители постановки стали первыми театральными режиссерами, которые обратились к документальному материалу о жизни Билли Миллигана, человека с диагнозом «множественная личность». (Известно, что в настоящее время идут съемки фильма «The crowded room», где главную роль исполняет Леонардо Ди Каприо.)

8 июля 2016Читать дальше

В начале мая Московский государственный академический камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского в рамках Международного фестиваля камерной оперы представил на сцене Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» две миниатюрные одноактные оперы: «Блудного сына» Бенджамина Бриттена и «Мавру» Игоря Стравинского.

Вечер открыла евангельская парабола, повествующая об одной из главных добродетелей — милосердии, следом за ней прозвучала гротескная опера-шутка по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Домик в Коломне». Объединив ТАКИЕ разножанровые сочинения, дирижер-постановщик народный артист СССР Геннадий Рождественский и режиссер Михаил Кисляров настроились на эксперимент, вышли в открытое море возможностей камерной оперы, неожиданно пропитавшейся сложным и противоречивым духом современной жизни.

7 июля 2016Читать дальше

Проекты «Женщина в кубе» в ЦЕХЪ театре и «Современная европейская драматургия. Финская пьеса» на Новой сцене Александринского театра.

Театр ищет пьесу, пьеса ищет театр — и вот настает момент, когда они, кажется, совсем близки. Хотя… это еще ничего не значит. Читка волнует, как первое знакомство и рискованная близость. Хорошо, если это момент узнавания, еще прекраснее — откровение.
Читка превратилась в особый жанр показа. Пьесы, авторы, исполнители — все в поиске первой любви. Продюсеры — свахи, зрители — гости и болельщики: состоится ли любовь, будет ли свадьба?

26 июня 2016Читать дальше

Очень скоро одному из самых известных театров Петербурга, старейшему театру России исполняется 260 лет. К этому событию Александринский театр готовился весь предыдущий сезон, не так давно театр гастролировал в Москве. По словам художественного руководителя театра Валерия Фокина, одна из главных целей гастролей в столицу — продемонстрировать художественное разнообразие постановок, поэтому в Москву отправились спектакли как Основной, так и Новой сцены. Спектакли Основной сцены шли в МХТ имени А. П. Чехова, спектакли Новой сцены, что символично, — в Центре имени Вс. Мейерхольда.

13 июня состоялась пресс-конференция, посвященная программе грядущего X Международного фестиваля «Александринский». Журналисты встретились с Валерием Фокиным, а также можно было пообщаться online с некоторыми режиссерами фестивальных спектаклей.

22 июня 2016Читать дальше

«КЛОП»
Театр Эстрады имени Аркадия Райкина

Режиссер — Илья Мощицкий
Композитор — Дмитрий Саратский
Художник — Ильшат Вильданов
Премьера — 8 марта 2016 года

Спектаклю «Клоп» предшествует небольшой пролог, в ходе которого стильный персонаж (позже мы узнаем, что это Баян) прогуливается по залу и общается с публикой, размышляя над тем, что «с вами со всеми мне делать?». Выхватывая у одного из зрителей часы, герой, словно режиссер, перемещает всех в прошлое и рассказывает историю времен НЭПа (уж очень понятную нашим современникам, пережившим нечто похожее) — советскую пародию на идею человеческого возрождения.

Основной прием постановки — прием контраста. Первый и второй акты противопоставляются друг другу и по темпу, и по цвету, и по содержанию.

22 июня 2016Читать дальше

«КОЛИНО СОЧИНЕНИЕ»

Театр «Кукольный формат»

Режиссер — Яна Тумина
Художник — Кира Камалидинова
Премьера — 23 апреля 2016 года

Как и спектакль Яны Туминой «Тетрадь Тома Кенти», ее новая постановка «Колино сочинение» основана на реальных событиях — на автобиографической книге Сергея Голышева «Мой сын — даун». Наш современник описывает чувства, которые испытал, узнав, с каким диагнозом родился его сын. Непросто было смириться, принять и понять. Все изменилось.

В шестилетнем возрасте Коля начал писать стихи, и очень неплохие. Колины стихи — словно фокус, создающий образную картину спектакля и неспешный ритм, заставляющий зрителя включиться, погрузиться в Колин мир, а вернее, в наш общий мир, но увиденный как-то иначе, прочувствованный необычным, особенным человеком. Детство — не возраст. Детство — любовь. В Колином мире детство бесконечно и любовь неисчерпаема.

20 июня 2016Читать дальше

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

«ШЕРЛОК ХОЛМС»

Спектакль Игоря Коняева

Премьера — 20 мая 2016 года

Мог ли предположить Артур Конан Дойл, что Шерлок Холмс станет культовой фигурой? Ведь сам автор считал эти рассказы несерьезными. А между тем Холмс прошел через множество экранизаций и театральных постановок, он сыгран многими талантливыми, выдающимися актерами.

И нет ничего удивительного в том, что рано или поздно Шерлок Холмс должен был появиться и на российской сцене. Игорь Коняев (кстати сказать, недавно возглавивший Театр музыкальной комедии) поставил на сцене «Балтийского дома» спектакль, который он сам назвал музыкальным детективом. Композитор — знаменитый Раймонд Паулс, великий мелодист, автор бесчисленных композиций, хитов, музыки к кинофильмам.

7 июня 2016Читать дальше

Шекспир называл весь мир театром, а вот театр в последнее время все больше стремится стать жизнью. Этому стремлению особенно подчинены документальный и социальный театр, формы которых стремительно развиваются, предлагая все новые и новые способы погружения зрителя в реальность, как правило, довольно жестокую.

Режиссер Михаил Патласов уже давно известен петербургскому зрителю документальными спектаклями об убийстве антифашиста в центре Питера («Антитела») и о подростке, застрелившем из ружья одноклассника («Шум»). Этой весной Патласов поставил новый спектакль, направившись от документалистики в острую социальность.

31 мая 2016Читать дальше

С 25 по 30 мая на сцене Александринского театра ‒ гастроли Государственного академического Малого театра.

Москвичи привезли спектакли «Филумена Мартурано» по пьесе итальянского актера, режиссера и драматурга Э. де Филиппо в постановке итальянского режиссера Стефано де Лука, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (режиссер Андрей Житинкин) и спектакль по пьесе А. Дюма «Молодость Людовика XIV» в постановке Юрия Соломина.

26 мая в Царском фойе театра прошла пресс-конференция: с журналистами встретился художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин. Юрий Мефодьевич рассказывал о выдающихся партнерах и учителях, отвечал на вопросы, вспоминал, размышлял.

28 мая 2016Читать дальше