Театральный город

Игра в Шерлока Холмса

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

«ШЕРЛОК ХОЛМС»

Спектакль Игоря Коняева

Премьера — 20 мая 2016 года

Мог ли предположить Артур Конан Дойл, что Шерлок Холмс станет культовой фигурой? Ведь сам автор считал эти рассказы несерьезными. А между тем Холмс прошел через множество экранизаций и театральных постановок, он сыгран многими талантливыми, выдающимися актерами.

И нет ничего удивительного в том, что рано или поздно Шерлок Холмс должен был появиться и на российской сцене. Игорь Коняев (кстати сказать, недавно возглавивший Театр музыкальной комедии) поставил на сцене «Балтийского дома» спектакль, который он сам назвал музыкальным детективом. Композитор — знаменитый Раймонд Паулс, великий мелодист, автор бесчисленных композиций, хитов, музыки к кинофильмам.

«Шерлок Холмс» у Коняева получился особенным. Прежде всего уникален визуальный ряд спектакля — он выполнен в популярном стиле стимпанка. Посреди сцены располагается гигантское сооружение со всевозможными шестеренками и винтами — словно вскрыли огромные часы; на его вершине выстроена комнатка, заполненная разнообразными штуками. Все это — верхний этаж дома 221b на Бейкер-стрит.

Шерлок Холмс в таком пространстве обязан появиться по-особому. И он показывается на стильном стимпанковском железном мотоцикле, торжественно спускающемся откуда-то с небес, словно легендарный сыщик успел стать изобретателем и только что опробовал свое новое изобретение. Он (Владас Багдонас) является стоящим внизу людям, сияя мягкой улыбкой человека, который полон уверенности в себе.

Миссис Хадсон (легендарная Татьяна Пилецкая), похоже, привыкла к его чудачествам, она чуть насмешлива и немного подтрунивает над Холмсом, но по-доброму, по-домашнему. Она притворяется, что удивлена его дедуктивными методами, но с губ ее не сходит чуть снисходительная улыбка. Они заигрывают друг с другом, перебрасываются фразами, и становится ясно, что миссис Хадсон в версии Коняева — не просто хозяйка квартиры, которую снимает Холмс: со знаменитым сыщиком ее связывает более чем нежная дружба.
Уотсон (Константин Анисимов) — другой. Он буквально врывается в квартиру невозмутимого Холмса, громкий и шумный, являющий собой полную противоположность сыщику.

Сюжет спектакля — в духе легенды о Холмсе, но не совпадает ни с одним из рассказов Дойла. Это полусказочная история с шантажом, вымогательством и важными документами. В конце концов, не она имеет значение.
Принц познакомился с девушкой, влюбился, но их союзу воспротивился его отец. Принц уехал, но оскорбленная подруга оставила у себя доказательства их встреч, которые превратились в орудие шантажа. На этом и строится сюжет, хотя сюжет, как ни странно, в детективной истории о Холмсе стал вещью второстепенной.

Коняев играет с привычными нам персонажами. В одном из музыкальных номеров Уотсон кричит, что устал быть на вторых ролях, что ему хочется самому раскрыть преступление. Миссис Хадсон превращается из хозяйки квартиры в приятельницу Холмса. Стоит только всмотреться в ее искрящиеся смехом глаза, вслушаться в мягкий, чуть насмешливый голос. Она определенно осведомленнее, чем ее книжный прототип. Герои Коняева по-своему адаптированы к современным нравам.

Музыкальные номера исполняются с веселым драйвом. Музыка и зажигательная, и настраивающая на беззаботный лад, и подчеркивающая общую, совсем не страшную атмосферу беспечности и веселья… но все же лирике, пожалуй, немного не хватает оригинальности.

Развязка происходит в газовой камере (с двух сторон сцены — по громадной металлической двери), что весьма символично, учитывая, что помощник Мориарти здесь удивительно смахивает на Гитлера. Он невысок и худощав, с характерными усиками, он умеет угрожать и быть страшным, но перед более сильным робеет и заикается.

Холмс здесь невысок, в неизменной шляпе, с мягкой, лукавой улыбкой на лице и такими же мягкими манерами. Он не похож на прежних Холмсов, сосредоточенных на деле и работающих до упаду. Нет, этот Холмс невероятно спокоен, даже ласков, подчеркнуто самоуверен и, само собой, обаятелен. Он появляется внезапно и так же внезапно исчезает.

И, в конце концов, именно с ним уходит девушка, предварительно отказавшись от шантажа и отдав документы отцу принца. В этой истории Холмс прежде всего заботится о душевном благополучии дамы. И она последовала за ним. Коняев создал Холмса, умеющего и желающего любить.

«Мы совершили преступление!..» — так называется последний музыкальный номер музыкального детектива. В нем прямое обращение к зрителям. Оно звучит как предложение не бушевать, а насладиться этой игрой, похожей на милый театральный коллаж.

Да-да… Если есть настроение — отдыхайте и наслаждайтесь лукавой, сентиментальной, сиюминутной и вечной историей всепобеждающей любви!

Фотограф: Юрий Богатырев