Театральный город

Пресс-конференция Ю.М. Соломина

С 25 по 30 мая на сцене Александринского театра ‒ гастроли Государственного академического Малого театра.

Москвичи привезли спектакли «Филумена Мартурано» по пьесе итальянского актера, режиссера и драматурга Э. де Филиппо в постановке итальянского режиссера Стефано де Лука, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (режиссер Андрей Житинкин) и спектакль по пьесе А. Дюма «Молодость Людовика XIV» в постановке Юрия Соломина.

26 мая в Царском фойе театра прошла пресс-конференция: с журналистами встретился художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин. Юрий Мефодьевич рассказывал о выдающихся партнерах и учителях, отвечал на вопросы, вспоминал, размышлял.

«В 53 году я переехал в Москву и с тех пор прыгаю, скачу. Сначала в Шепкинском училище, а на 2 курсе я попал на практику в Малый театр. И по сей день студенты проходят у нас практику, получают небольшие роли, а иногда даже большие. Я начал с того, что в „Ярмарке тщеславия“ вывозил на коляске саму Александру Александровну Яблочкину. Представляете, Фадеева, потом Гоголева Елена Николаевна были ее дублершами. Я горжусь, что студентом вывозил этих великих актрис и не менее великих людей. И все время стоял за ними. А Телегин играл сцену. Я понимал, что в какой-то мере играю рядом с ними. Каждый раз Яблочкина интересовалась, с какого я курса, у кого я учусь, какие у меня роли.
Вся моя жизнь связана с Малым театром, это мой дом. Когда не стало Михаила Ивановича Царева в 87 году, встал вопрос, кого назначить художественным руководителем. И наш коллектив, от уборщиц до народных артистов, принял участие в голосовании. Большинством голосов выбрали меня. Кроме Малого театра больше я и не знаю другой работы. Утром прихожу в театр, вечером ухожу. А когда играю в спектакле, меня днем отводят домой, придумывая разные штучки, кормят, а вечером привозят на спектакль».

«Наша концепция — сохранить традиции. Наверное, в каждой профессии так. Новое ‒ хорошо, но не надо забывать старое. Старое является основой, из которой все произрастает. И если вдруг нас заставят ходить на руках, то смогут остаться в профессии только артисты цирка. Учился я у Веры Николаевны Пашенной, а Царев преподавал у нас художественное слово. Был такой замечательный предмет. Говорят, что мы закостенели, но мы все же предпочитаем ходить по сцене на двух, а не на трех конечностях.
Малый театр всегда искал что-то новое. В 30-х-50-х годах работал Дикий. Эфрос у нас ставил два спектакля, и оба были закрыты. Почему-то об этом не говорят. Львов-Анохин, Хейфец и Петя Фоменко ставили. Они были тогда молоды и находились „под колпаком“. А Малый театр дал им работать. Их спектакли вошли в золотой фонд театра. И тот же Сергей Женовач поставил у нас прекрасные спектакли „Горе от ума“, „Правда хорошо, а счастье лучше“, „Мнимый больной“ Мольера, которые идут по сей день».

«У нас своя школа — Щепкиноское училище. И почти все актеры там преподают. В дипломном спектакле „Чайка“ Вера Николаевна доверила мне роль Треплева. Я, наверное, все чеховские роли сыграл в театре и кино. Кроме Иванова. Вера Николаевна говорила нам: „Оставь кусочек своего сердца на сцене“. И это запало мне в душу. Теперь я говорю то же самое своим студентам. Кусочек сердца ‒ это мозги, ноги, руки, голос, все, что хотите. И если учитывать многоточия русских авторов, то важна и недоговоренность. Каждый зритель понимает ее по-своему.
Литература ‒ наш хлеб. У меня сейчас 1 курс, и там не хватает мозгов, потому что они не знают авторов, не читают. И приходится начинать все заново. Артистами по статистике становятся не более семи человек с курса. На моей памяти был один выдающийся курс, на котором почти все стали звездами: Даль, Кононов, Павлов, Виталий Соломин. Но это бывает крайне редко. Без литературы, без музыки не может быть профессии артиста».

«Мы были к себе очень требовательны. Однажды, в 65 году я попросил, чтобы меня сняли с роли Хлестакова в „Ревизоре“. Ставил Ильинский. Представьте себе, почтмейстера играл Бабочкин, Хлопова играл Владиславский, Землянику ‒ Хохряков. И каждый из них в молодости играл Хлестакова. После репетиции или прогона они подходили ко мне и говорили: „Вот это место Михаил Чехов играл так-то и так-то…“. Все это было, конечно, доброжелательно. Но я не выдержал и пришел к режиссеру со словами, что я не могу как Чехов, как Бабочкин, снимите меня! Был скандал. Еремеева, жена Ильинского, играла у нас Анну Андреевну, поддержала меня: „Оставьте мальчика в покое“. И все оставили. Я долго играл эту роль».

«Спектакль „Свои люди ‒ сочтемся“ Островского, который не сходит с афиш уже 20 лет, звучит очень современно. Сейчас мы работаем над Шекспиром „Король Лир“. Мне много лет хотелось сыграть эту роль, об этом я писал в своей книге. Но не так давно я встретил одного большого артиста и предложил ему Лира, потому что время уходит, и если он сейчас не сыграет, то вряд ли это случится».

«В „Молодости Людовика XIV“ мы сравнили пятнадцать разных переводов, хотели точного Дюма. В нашей библиотеке хранятся редчайшие рукописные варианты разных оригинальных или переводных текстов. В этой пьесе впервые упоминается Мольер, который тогда был очень дружен с молодым королем. Это потом их пути разошлись. Так вот, в пьесе 5 актов, нам не хватало и 4 часов, чтобы сохранить каждое слово. И я попросил актеров повымарывать то, что им не так интересно. К этому мы тоже иногда прибегаем».

«Современное кино мне не нравится. Сейчас картины снимают не режиссеры, а продюсерские фирмы. Не каждый продюсер театральный человек, как Вы понимаете. Не говорить об этом не могу. Да, есть хорошие актеры. Но в сериалах меняются режиссеры. 12 серий — один, остальные — другой. У меня уже нет времени сниматься, я с утра до вечера в училище и театре».

«Вячеслав Тихонов был удивительный человек. В Доме кино на его 80-летие я поздравлял его от театра. Его тогда привезли из больницы. Зал битком. Его чествовали, говорили, что он великий. А он был одинокий, жил на даче с собакой, не давал интервью. И вдруг у меня возникла идея, которую все поддержали. В Японии есть звание — „национальное достояние“. И я предложил наградить его этим званием, потому что он наше национальное достояние. Весь зал поднял руки. Я предоставил ему удостоверение Малого театра. Он прожил потом не так много, но помнил об этом вечере».

«Я всегда хотел быть актером. О режиссуре не думал. Снимаясь в фильме „Дерсу Узала“ Куросава, я прошел его школу. Он мог месяц снимать один кадр, на бумаге чертил раскадровку. Главное действующее лицо — природа, Дальний Восток. Там красота! Мы два года работали и тридцать лет дружили. В 80-м году с театром мы ездили на отдых в Болгарию, ко мне подошли болгары и предложили поставить „Лес“ Островского. Было много административных сложностей, но спектакль состоялся. Потом я снял фильм „Скандальное происшествие в Брикмилле“ на Свердловской киностудии. Так я вступил и на режиссерский путь тоже».

Фотограф: Сергей Михайлов