Театральный город

Любовь как ключ ко всем дверям

«КОЛИНО СОЧИНЕНИЕ»

Театр «Кукольный формат»

Режиссер — Яна Тумина
Художник — Кира Камалидинова
Премьера — 23 апреля 2016 года

Как и спектакль Яны Туминой «Тетрадь Тома Кенти», ее новая постановка «Колино сочинение» основана на реальных событиях — на автобиографической книге Сергея Голышева «Мой сын — даун». Наш современник описывает чувства, которые испытал, узнав, с каким диагнозом родился его сын. Непросто было смириться, принять и понять. Все изменилось.

В шестилетнем возрасте Коля начал писать стихи, и очень неплохие. Колины стихи — словно фокус, создающий образную картину спектакля и неспешный ритм, заставляющий зрителя включиться, погрузиться в Колин мир, а вернее, в наш общий мир, но увиденный как-то иначе, прочувствованный необычным, особенным человеком. Детство — не возраст. Детство — любовь. В Колином мире детство бесконечно и любовь неисчерпаема.

В Коле сконцентрировано столько любви, что он делится ею со всеми окружающими, даже с улиткой, щукой и оленем. Актриса Анна Сомкина водит куклу мальчика с удивительными профессионализмом и чуткостью. Малыш смеется, утирает нос, пританцовывает — живет каждую секунду, с интересом реагируя на все вокруг. Он учится надевать ботинки, заваривать чай, плавать, прыгать и сочинять.
В спектакле все преображается: уже в начале столик в Колиной квартире кажется перевернутыми рогами оленя, которого он часто встречает в снах и мечтах.

Выбор Александра Балсанова на роль папы во многом определил историю. Актер — бурят по национальности, поэтому спектакль наполнен особенным музыкальным и предметным, художественным колоритом. Коля становится будто бы потомком Чингизхана — так родители ребенка находят ответ на вопрос его друзей, почему у мальчика такой странный разрез глаз.

Но больше всего мальчик мечтает о девочке Варе, которая мысленно присутствует с ним рядом. Поначалу зритель думает, что такая девочка реально существует, и радуется за героя, но оказывается, что Коля создал ее силой своего воображения. В тот момент, когда зритель осознает, что никакой подруги нет, его впервые так остро ранит жалость к ребенку, в реальности одинокому и несчастному. Все предыдущие эпизоды спектакля не вызывали мучительного сострадания — казалось, что мальчик живет в своей сказке, похожей на рай.
Но режиссер не утрирует мрачную безысходность жизни героя, наоборот — театр настраивает на надежду… может быть, Коля все-таки в реальности встретит Веру, веру-мечту.

Мальчик, подобно герою из повести Брэдбери «Вино из одуванчиков», постепенно осознает свою принадлежность миру. Коля задается вопросом, кто он. Слово «человек» проплывает на проекции, и мальчик чувствует себя маленькой планетой, движущейся среди других подобных планет.

Видеопроекции плавно сочетаются с кукольным и артистичным действием, и в какой-то момент начинает казаться, что перед зрителями оживает мультфильм.

Но главное — нежность и трепетность. Видно, что работа выстрадана режиссером, артистами, художником. Спектакль погружает в удивительно целостный, фантазийный, чуть философский поток мыслей и чувств.

Открытие спектакля — в этой наивности чувств, заставляющих заново поверить: мир такой, каким мы его видим, а вернее, такой, каким мы НЕ умеем или УМЕЕМ видеть его. И это открытие, пожалуй, даже больше, чем простой призыв — признать в Коле и во всех детях с его диагнозом людей, живущих на планете просто потому, что на планете живут разные люди.

Фотограф: Антон Иванов