Театральный город

Пресс-конференция художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина

Очень скоро одному из самых известных театров Петербурга, старейшему театру России исполняется 260 лет. К этому событию Александринский театр готовился весь предыдущий сезон, не так давно театр гастролировал в Москве. По словам художественного руководителя театра Валерия Фокина, одна из главных целей гастролей в столицу — продемонстрировать художественное разнообразие постановок, поэтому в Москву отправились спектакли как Основной, так и Новой сцены. Спектакли Основной сцены шли в МХТ имени А. П. Чехова, спектакли Новой сцены, что символично, — в Центре имени Вс. Мейерхольда.

13 июня состоялась пресс-конференция, посвященная программе грядущего X Международного фестиваля «Александринский». Журналисты встретились с Валерием Фокиным, а также можно было пообщаться online с некоторыми режиссерами фестивальных спектаклей.

В 2016 году Международный фестиваль «Александринский» будет посвящен юбилею театра.

В настоящее время репетируется спектакль «Преступление и наказание», режиссер — Аттила Виднянский. «Ставить Достоевского в Петербурге — чрезвычайно смело с моей стороны», — отметил он на пресс-конференции по видеосвязи. Что интересно, постановка Виднянского в Александринском театре параллельна постановке Фокина в Венгрии. Таким образом, сотрудничество между театрами развивается, что необычайно важно, считает Фокин, ведь фестиваль был задуман как открытое пространство для общения, многонационального творческого поиска. «Преступлением и наказанием» фестиваль откроется 30 августа.

Вторым спектаклем после «Преступления и наказания» станет постановка из Китая. В прошлом году Александринский театр играл в Китае «Ревизора», теперь же Пекинский театр приезжает в Петербург и примет участие в Александринском фестивале. Режиссер Жэнь Мин представит спектакль «Верные друзья» по пьесе Го Цихуна.

Илан Ронен из Театра «Габима» привезет «Скупого». По словам Фокина, приезд этого израильского театра — редкая удача. «Мне чрезвычайно интересна их интерпретация», — подчеркнул он. Ронен, говоря о пьесе и мольеровском спектакле, упомянул о сегодняшней актуальности «Скупого», о постепенно нарастающем хаосе, взаимном непонимании и раскрыл некоторые интересные факты, касающиеся сценографии: «Основное мое оформление — это двери, за которыми таятся секреты».

В фестивале также примет участие один из самых знаменитых японских режиссеров — Тадаши Судзуки. Это уникальный человек. Он создал в горах целую театральную деревню, где насчитывается восемь сценических площадок — огромное поле для экспериментов. Он разработал собственный метод подготовки актера, соединяющий элементы традиционной японской игры и европейский реализм. Главная тема спектакля Судзуки («Троянки» по пьесе Еврипида) — последствия войны. Троянки пережили множество войн, и единственное, что теперь у них осталось, — оплакивать умерших.

Закроет фестиваль всемирно известный Пикколо театро ди Милано, который привезет «Ревнивых женщин» Карло Гольдони в постановке Джорджо Сангати. Выбор важен и интересен, ведь именно Гольдони был любимым автором основателя миланского театра Джорджо Стрелера и именно Гольдони написал пьесу, по которой Стрелер поставил легендарный и сенсационный спектакль «Арлекин — слуга двух господ» с великим Марчелло Моретти в главной роли.

Это уже третий спектакль Пикколо театро ди Милано. Сначала был «Арлекин», затем «Веер» Луки Ронкони, теперь же настало время «Ревнивых женщин». Действие пьесы происходит во время венецианского фестиваля, где у всех лица скрыты масками и нельзя понять, кто есть кто. А вот Арлекин существует в своей маске, и его идентичность, по словам режиссера, оказывается чрезвычайно важной, впрочем, как и идентичность остальных героев.

Интересно, что вскоре на древней театральной площадке под Неаполем будет показан спектакль российского режиссера Николая Рощина, не так давно поставившего в Александринском театре «Ворона» по одноименной пьесе Карло Гоцци. А Лука де Фуско, директор Театра Стабиле ди Наполи, вскоре приедет в Александринский театр ставить пьесу Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора».

«Очень важным событием стало приглашение театра во Вроцлав, на международную театральную олимпиаду, — отметил Фокин. — Ведь наши отношения с Польшей застопорились. Туда приедут и Брук, и Судзуки».

Также Валерий Фокин рассказал, что скоро начнутся репетиции спектакля Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж», премьера которого намечена на сезон следующего года.

Закончилась пресс-конференция представлением крыши Новой сцены Александринского театра, которая совсем скоро откроется для зрителей.

Фотограф: Михаил Филоненко