Театральный город

Мой Нуриев, моя история

«МОЙ НУРИЕВ»
Малая сцена РГИСИ

Режиссер — Галина Жданова
Актер — Нурбек Батуллин

О кумире говорить всегда сложно. Как объяснить всем, почему восхищение вызывает именно этот человек? Как представить его таким, каким видишь сам?

Вот, например, есть молодой актер Нурбек Батуллин, есть его кумир Рудольф Нуриев и есть события, воспоминания, впечатления, переживания, требующие бесконечно своеобразного, удивительно личного диалога с кумиром. Такой диалог в физической реальности невозможен. Это прорыв. Это попытка добиться почти невозможного.

Когда-то давно Батуллин полюбил Нуриева за талант, за сходство в биографиях, за татарскую кровь, за… Да вряд ли он сам может ответить, за что полюбил. Ведь если бы такой ответ был, мы бы не поверили в любовь. Нуриев — пример, Нуриев — звезда! Постепенно кумир даже стал мешать своей недостижимостью, и начинающий артист будто отодвинул его на второй план. Но вот когда с особой остротой возникла потребность осознать себя самого, вновь возник Нуриев. И моноспектакль Батуллина — это диалог со звездой, но главное — с самим собой. Не столько попытка соотнести, сколько желание возродить, создать, осязать, верить в легенду, в реальность мифа. В искусство, ради которого стоит жить.

Хореографическое прошлое позволяет Нурбеку Батуллину крутить фуэте, демонстрировать упражнения у станка и заполнять танцем пространство сцены. Сценическое движение высокого класса делает спектакль красивым. Но не в одной красоте суть. Спектакль «Мой Нуриев» стал финальным в декаде дипломных работ студентов РГИСИ мастерской Л. В. Грачевой. И есть иной — высоконравственный, напряженно психологический посыл в этих работах: желание, попытка понять другого, а через него — себя самого.

Нурбек начинает со слов о себе, с сомнений: «Я не знаю, с чего начать». Он рассказывает об учебе в Казани, о желании быть похожим на Нуриева и болезненном осознании того, что это невозможно. Рассказывает он неспешно, доверительно вглядываясь в зрительный зал. Но вдруг обрывает себя на полуслове, встает к балетному станку. Словно управляя собой, как марионеткой, рукой расставляет ноги, плечи, голову — теперь он Нуриев. На поток беспрерывных упражнений у станка накладываются монологи Нуриева о скандале во время учебы, о «загранице», о «предателе родины»… Из движения и текста рождается Нуриев — летящий за танцем, но неоднократно падающий, подбитый запретами, политикой, людьми. Батуллин демонстрирует особую актерскую технику: он в роли Нуриева, но вот он в прямом смысле слова выпрыгивает из роли, успевает прокомментировать судьбу и снова виртуозно — танцевально и драматично — вернуться в образ кумира.

Вся жизнь Нуриева — любовь, слава, идеи и сомнения, победы и скандалы — возникает на сцене мощно и сильно. Моноспектакль построен на синтезе выразительных средств, пластическая и повествовательная рефлексия героя создает узелки напряженных смыслов. Это допытывание — восхождение к простой истине: жизнь Нуриева — танец, жизнь артиста — в искусстве.

Нарастающая сила эмоций — в потоке движений, отрывающих от станка, несущих в центр сцены, как в центр мироздания, как в космос. Остановив танец, Нурбек срывается в крик — выплеск, утверждение, признание, требование: «I am free», «I am nobody». От чьего имени кричит он эти слова, уже не так важно.

В финале Батуллин читает с листа. Скромные вопросы и абстрактные, но в то же время очень точные «ответы» великого артиста подтверждают: все не зря, диалог случился. Это не физическая реальность, это больше — «Кто я?», «Зачем я?», «Почему я?».

Фотограф: Виолетта Яковлева