Театральный город

Блог Александра Платунова

ДЛЯ людей и ПРО людей

VIII фестиваль камерных и моноспектаклей «Ludi» в Орле

В первую неделю июня в Орле уже восьмой раз проходил фестиваль камерных и моноспектаклей «Ludi». Оказался я на нем впервые, будучи приглашен работать в фестивальном жюри.

Основатель фестиваля Александр Михайлов недавно покинул пост художественного руководителя орловского театра «Свободное пространство» и выбыл из фестивальной команды. Наверное, прежде всего это сказалось на программе, которая, как признавались в театре, в чем-то шла еще от Михайлова, но окончательно формировалась уже в новых условиях. И не могло не сказаться на организационной стороне дела… Но порой именно так формируется новая фестивальная идеология, возникают новые контакты, идет живой, напряженный процесс, вырисовываются перспективы.

12 июня 2018Читать дальше

В мае я побывал в Ереване на фестивале моноспектаклей «Арммоно». Да… На самом деле вот как бывает: думаешь, что идешь в театр, а попадаешь в «другую историю». Причем, без всяких иллюзий. История о том, как все подвижно и относительно.

Шестнадцатый фестиваль «Арммоно» шел в условиях уличных волнений, которые уже назвали армянской бархатной революцией. Руководители фестиваля вынужденно меняли площадки и порядок показа спектаклей. Но фестиваль состоялся. И легендарное армянское гостеприимство явило себя в полную мощь. Так что казалось, ничего нет страшного в заблокированных улицах, по которым проносишься, петляя, вечером, чтобы оказаться на частной трехэтажной вилле, сплошь заставленной винтажной мебелью и антиквариатом, где ни одна из комнат не повторяет другую и носит собственное имя. Лепота… Ничто, однако, не могло заглушить резкие автомобильные гудки и взбудораженный собачий лай: хотелось, подобно горьковскому Булычеву, рвануть на себя оконную раму… Перемен требуют наши сердца — и не только в Армении!

30 мая 2018Читать дальше

Каким должен быть идеальный театр? Для меня, например, он должен соединять несколько обязательных качеств. Конечно, он должен быть режиссерским — попытки реанимировать театр актера похожи на движение телеги посреди автомобильного потока: скорее забавно, чем удобно. Второе — он должен быть эстетически и жанрово разнообразен: однообразие авторского почерка с заранее предсказуемым результатом навевает на меня скуку. Третье качество — стилистическое единство труппы и сценического ансамбля, умение сделать каждого из участников процесса со-творцом. Четвертое — свой неслучайный зритель, который знает, любит и постоянно посещает свой театр. Пятое качество — и я считаю его обязательным — он должен быть молодым. Только молодости свойственены тот дух свободы и азарта, то свежее дыхание, без которого живое искусство театра превращается в изощренный маньеризм — в лучшем случае, и в «культурный отдых» — в основном. И, наконец, последнее — он должен быть добрым, даже обращаясь к недобрым историям и людям, которыми так полна наша жизнь.

28 апреля 2018Читать дальше

…Начало этой недели я встретил во Владимире. До этого я был здесь всего лишь раз — школьником младших классов. Но всегда считал себя слегка владимирским, так как мама моя была из Гусь-Хрустального, а по семейному преданию отцовская фамилия ведет начало от владимирских богомазов. Поэтому и откликнулся с удовольствием на приглашение принять участие во встрече организаторов международных театральных фестивалей, которых собрал под своей крышей Владимирский академический театр драмы.

В течение двух дней театральные деятели из России, Кыргызстана, Молдовы и Румынии рассказывали о своем опыте в этой сфере, делились достижениями и придумками. Темы, надо сказать, были далеко не формальными, без пафоса и пустословия.

Искусствовед и драматург из Кишинева Анжелина Рошка проанализировала провокативный фактор, столь явственный в мировом фестивальном движении.

Вице-президент румынской ассоциации театральных деятелей Аура Корбяну рассказывала о крупнейших фестивалях Румынии.

23 марта 2018Читать дальше

Кабинет доктора Диденко

«Собачье сердце» в театре «Приют комедианта»

Может быть, мне просто нравятся обновленные интерьеры «Приюта», напрочь лишенные бутафорской помпезности старых театров. В таких стенах должны идти современные стильные модные спектакли. Такие, какие делает, например, Максим Диденко

На этой неделе театральные пути привели меня снова в «Приют комедианта». Может быть, мне просто нравятся обновленные интерьеры «Приюта», напрочь лишенные бутафорской помпезности старых театров. В таких стенах должны идти современные стильные модные спектакли. Такие, какие делает, например, Максим Диденко. Режиссер с яркой творческой биографией, поставившей несколько нашумевших спектаклей — «Земля», «Конармия», «Ленька Пантелеев», «Черный русский», он уже, кажется, создал свой авторский стиль, в котором соединяются постмодернистский гротеск, хореографическая пластичность массовки, музыкальность и технологичность. Под технологичностью я подразумеваю не столько использование современной техники, сколько наличие набора наработанных приемов освоения достаточно разнообразного драматургического материала — будь это Гоголь, Бабель или сценарий старого фильма «Цирк». Технологичность подразумевает конвеерность, плодовитость, поэтому ставит Диденко много…

12 марта 2018Читать дальше

Начиная с сегодняшнего дня эту колонку, я хотел бы предуведомить о том, что будет ее содержанием. Для себя я назвал бы это «театральное событие недели», но, боже упаси, без всяких претензий — к беспристрастности и всеохватности не стремлюсь. Потому как театры люблю по хотению, куда-то хожу чаща, а в некоторые не хожу совсем — что попусту-то время терять! Есть театры, с которыми дружу в силу своей биографии и не считаю нужным это скрывать. Что, впрочем, не означает сплошной положительности в их адрес, знаете — дружба дружбой, а табачок врозь. Признаюсь, меня очень занимают всяческие эксперименты и странные формы. Как все это уживается с моей пламенной любовью к Александру Николаевичу Островскому и русскому психологическому театру (а Чехов — мой бог) сказать сложно. Но так уж все смешалось «в доме» в эпоху постмодернизма. Поэтому, когда я говорю о театральном событии, я вполне осознаю и подчеркиваю — МОЕМ театральном событии. Событие — это не только спектакль, о котором хочется сказать (причем, это может быть не только успешная работа, но и впечатляющий провал). Событием может стать прочитанная книга о театре, юбилей большого артиста или беседа с именитым режиссером. Популярный нынче на театре стиль фьюжен нам в помощь. Вот так и договоримся, что вы читаете (торжественным тоном) абсолютно субъективные заметки на полях прошедшей театральной недели. А начну я с начала, то есть, с буквы А… АНТОНОВА!

5 марта 2018

Здравствуйте, Ольга Сергеевна!

«Толстого нет»
в театре «Приют комедианта»
режиссер Денис Хуснияров
художественный руководитель постановки Андрей Могучий
художник Эмиль Капелюш
в главной роли Ольга Антонова

Полтора года назад я беседовал с Ольгой Сергеевной Антоновой для «Театрального города». Еще задолго до личного знакомства восхищался ее киноролями. И лицом, честно говоря, потому что есть лица, в которые хочется вглядываться. А голос Антоновой, а ее интонации! Что там говорить, Антонова одна из лучших и самых знаменитых актрис нашего городка; и когда я говорю — лучших, то имею в виду 5, а не 25. Но встретились мы в трудный момент ее творческой судьбы. Антонова покинула незадолго до этого свой родной театр, захваченный одной «не тонущей в воде» режиссершей, и сидела без ролей. Ольга Сергеевна говорила о возможных проектах, просила поискать пьесу для бенефисной роли, рассказывала о своих куклах, которые она мастерит с необыкновенным изяществом, про жизнь тоже поговорили. Не могу сказать, что все дышало оптимизмом, скорее — наоборот… Мы потом созванивались пару раз, как-то перебрасывались в сети, но давно не виделись… у каждого своя суета. Следующая встреча случилась на днях в зрительном зале «Приюта комедианта», где идет спектакль «Толстого нет»…

4 марта 2018Читать дальше