Театральный город

Если быть собой невозможно?

«Билли Миллиган»

«Такой театр»

Режиссеры — Игорь Сергеев, Варя Светлова
Художник — Анвар Гумаров
Премьера — 23 июня 2016 года

Для Игоря Сергеева и Вари Светловой «Билли Миллиган» — вторая совместная постановка. Год назад в рамках «Такого театра» они выпустили «Эффект Чарли Гордона». Понятия нормы, правил, стандарта и аномального, исключительного, остроиндивидуального были заявлены уже тогда. Новый спектакль — «Билли Миллиган» — в какой-то мере вновь касается этой темы.

Новаторство состоит в том, что руководители постановки стали первыми театральными режиссерами, которые обратились к документальному материалу о жизни Билли Миллигана, человека с диагнозом «множественная личность». (Известно, что в настоящее время идут съемки фильма «The crowded room», где главную роль исполняет Леонардо Ди Каприо.) Существуют книги Дэниеля Киза, который провел тщательное расследование, много общался с Миллиганом, его близкими и написал два документальных произведения об этом человеке. И вот молодые режиссеры решились на смелый шаг — представили на театральной сцене правдивую (и невероятную!) историю Билли Миллигана.

Обвиненный в тяжких преступлениях, Билли попадает в тюрьму, и в ходе следствия оказывается, что у него редкое психическое заболевание — диссипативное расстройство. В молодом человеке уживаются 24 личности, которые действуют по собственному усмотрению. Впервые за историю судебных разбирательств человек с подобным диагнозом был оправдан. Пробыв в психиатрической больнице 10 лет, Билли излечился и вышел из ее стен. Миллиган умер два года назад, дожив до 59 лет.

Художник Анвар Гумаров сделал главной сценической (и символической) деталью дверь, которую не может открыть Билли, блуждающий в своих сновидениях. Колоритная театральная площадка «Скороход» — прекрасное место для спектакля на тему одиночества, боли, совершенно уникального, «многонаселенного» мира, возникающего не вокруг, а внутри героя.

В спектакле представлены «сны» и физическая реальность, они связаны и автономны, взаимодействуют не прямо, образуя странное единство разнонаправленных посылов, для которых самым драматичным становится понятие живого, психологически внятного и в то же время почти неуловимого, условного Билли-ядра. В мире сновидений Билли-ядро пытается проснуться и выйти к самому себе, а в действительности Билли находится в больнице в Лиме, где проходит лечение.

Сновидения построены так, что герой (Дмитрий Белыш) безостановочно двигается по замкнутому кругу, пытаясь научиться контролировать собственное тело. Но тело не слушается его и сознание выходит из-под контроля. Состояние борьбы — внутренней и безрезультатной — становится кошмаром. Билли пытается покончить с собой, но населяющие его сознание личности стремятся уложить его спать и действовать самостоятельно. Выделяются интеллектуальный и физический лидеры, которые контролируют ситуацию. Но есть «нежелательные персонажи» — в период спутанного времени они затмевают остальных. Их действия деструктивны и приводят к тому, что Билли сажают за решетку.

Вымышленная семья становится странным аналогом той семьи, которой у героя нет в реальности. Он стал свидетелем самоубийства отца, был изнасилован отчимом. Одинокий мальчик жил в постоянном страхе и создал свое внутреннее пространство таким, каким сумел его создать. Он создавал рай, но бразды правления захватили «другие» и все пошло иначе, вырвалось из-под контроля.

В мире реальности в Лиме тоже все не так-то просто: в конце спектакля оказывается, что все пациенты, и даже врачи — плод воображения Билли. Авторы спектакля уже не следуют документам и представляют персонажей, которые не были отображены в медицинском деле Миллигана. Однако в ходе лечения «множественность» ликвидируется, точнее, сливается воедино и появляется полноценный герой.

Билли необходимо сделать выбор и решить, где жить — в мире, где «другие» отвечают за его поступки, в то время как он находится в постоянной амнезии, или в реальности, где за все нужно отвечать самому.

Спектакль захватывает не интригой, которой в буквальном смысле вовсе нет, даже не экстраординарностью истории, а убедительным и стильным исполнением, парадоксальностью каждого и в то же время ансамблевостью, общей внятностью смыслов, когда все в равной степени — актерская игра ума и сердца.

Особенно запоминаются Виталий Гудков — Аллен, умеющий находить выход из сложных ситуаций, а в лимской истории — сам Билли; Михаил Ложкин — югослав Рейджен, защитник семьи; Светлана Савенкова — психолог Дороти Гейдж, в процессе работы с пациентом полюбившая его; Мария Амеленкова — Мисс Грюндиг, жестокая королева своего сумасшедшего государства; Игорь Грабузов, великолепно перевоплощающийся из британца и умницы Артура в отчима Челмера.

Пожалуй, минус спектакля — режиссерское желание объяснить все до буквы, до точки. Отсюда — биография Билли Миллигана в проекции, предвещающей спектакль, отсюда же — частые повторы ключевых моментов, своего рода разжевывание ситуации. Но стоит ли бояться нерешаемых вопросов, загадок и тайн? Ведь именно они могли бы добавить спектаклю воздуха, которым дышит зритель, оставить простор для личной зрительской интерпретации.

В целом спектакль «Билли Миллиган» замечателен, и тревожит он как раз не «локализованным» смыслом. Мысли о том, сколько людей уживаются в нас самих и о том, как спастись от одиночества и жестокости в нашем многополярном мире, все возвращаются и возвращаются, создавая странное, немного философское и остроличное зрительское послевкусие.

Фотограф: Наталья Шорохова