ЗАКРЫТИЕ XXI
МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ
EARLYMUSIC
12 октября 2018, 19.00
12 октября XXI Международный фестиваль EARLYMUSIC закроется уникальным концертом в планетарии «Люмьер-Холл» (Наб. Обводного канала, 74а). «ASTRONOMY DOMINE» — впервые будет представлена антология произведений английского астронома и композитора немецкого происхождения Уильяма Фредрика Гершеля (1738 — 1822). В программе: Концерт для альта с оркестром ре минор, Каприччио для скрипки соло, Симфония № 8 до минор, Кэтчи, Te Deum
Ульям Гершель — первооткрыватель планеты Уран и ее спутников, двух спутников Сатурна, инфракрасного излучения. Он отстаивал теории о том, что Млечный путь имеет форму диска, а Солнечная система является частью Млечного пути, а равно и о том, что все планеты обитаемы, а под горячей атмосферой Солнца находится твердая поверхность планетарного типа. Уильям Гершель был также весьма плодовитым композитором, написал 24 симфонии и множество камерных опусов. Музыка астронома обнаруживает крайне необычные для своего времени эксперименты.
Автор проекта, солист Андрей Пенюгин (скрипка, альт) говорит: «Уильям Гершель всегда воспринимался как неплохой композитор-дилетант. Однако внимательное изучение его музыкального наследия невольно натолкнуло на мысль, что слушателем Гершель был не менее великим, чем наблюдателем. Экспериментальные созвучия, парадоксальное голосоведение и свобода в обращении с формой создают впечатление, что эта музыка эпохи не самого Гершеля, а космической обсерватории его имени».
В концерте прозвучат несколько каприччио из цикла 24 каприччио для скрипки соло. Этот опус можно назвать главным музыкальным открытием Уильяма Гершеля. Он не был единственным, кто писал в этом жанре после Локателли и до Паганини, однако его скрипичные миниатюры поражают воображение своим поистине авангардным языком. Альтовый концерт ре минор — одно из первых сочинений композитора (1759), удивительное как выбором солирующего инструмента, так и трактовкой жанра. Симфония № 8 до минор — самое известное сегодня произведение Гершеля, написанное в стиле Sturm und Drang. Среди рукописей композитора обнаружились совершенно неизвестные в России, но до сих пор бытующие в Англии вокальные комические сценки в жанре кэтча (каноны для трех или четырех голосов). Эти пародии на знаменитые шекспировские To be or not to be и When shall we three meet again — настоящие шедевры. Величественный Te Deum завершит концерт.