Выставка «ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ»
Театральный музей открывает оригинальную выставку, посвященную спектаклям, провалившимся на сцене, но вошедшим в золотой фонд мировой театральной классики.
Экспозиция в яркой, эффектной манере рассказывает драматические истории провалов «Чайки» Чехова, «Весны священной» Стравинского и многих других шедевров, а также выявляет причины первых неудач знаменитых спектаклей. Свежий кураторский взгляд помогает подать драгоценные экспонаты в новом, современном свете.Торжественное — не менее оригинальное, чем избранная тема — открытие выставки «Полный провал» состоится 28 сентября в 17.00.
Провал спектакля — худшее, что может случиться на театральных подмостках. Такая перспектива в равной степени пугает артистов и режиссера, авторов пьесы и музыки, не говоря уже о директоре театра. Представляя на суд зрителей результаты своего творчества, каждый надеется проснуться знаменитым, но и рискует всё потерять.
Мы мало знаем о спектаклях, которые не имели успеха на сцене. Публика не проявляет к ним никакого интереса, их быстро снимают с репертуара и вскоре забывают навсегда. От неудачных спектаклей зачастую не остается даже упоминаний, не то, что музейных экспонатов. Другое дело — громкий, скандальный, полный провал. О таких постановках пишут все газеты, современники вспоминают о них в мемуарах. Для этих произведений провал — лишь начало длинного пути на сцене. А для исторических документов о них — самое начало долгой жизни в музейных собраниях, театральных архивах и научных исследованиях.
Экспозиция «Полный провал» представляет редчайшие артефакты провалившихся на сцене шедевров: среди них фотографии чеховской «Чайки», возобновленной в 1902 году в Александринском театре, сыгравшем для пьесы роковую роль; фотографии репетиций балета Шостаковича «Болт» (1931), который не пережил даже не премьеру, а генеральную репетицию; снимки гравюр самой первой постановки «Лебединого озера» — Вацлава Рейзингера, «отанцовывавшего» музыку Чайковского еще до Мариуса Петипа и Льва Иванова.
Экспозиция показывает примеры «дурных» зрительских привычек, большая часть которых, к счастью, сейчас уже не в ходу. Оригинальные авторские рисунки иллюстрируют высказывания и поведение действующих лиц эпических театральных провалов, живописуя самую разную реакцию творцов. К примеру, на скандальной премьере «Весны священной» Дягилев потирал руки: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия» (цит. по воспоминаниям Николая Рериха). Чехов, напротив, воспринял неудачу «Чайки» как личный крах: «Антон Павлович сидел, чуть склонив голову, прядка волос сползла ему на лоб, пенсне криво держалось на переносье… Они молчали. Я тоже молча стала около них. Так прошло несколько секунд. Вдруг Чехов сорвался с места и быстро вышел. Он уехал не только из театра, но и из Петербурга» (цит. по воспоминаниям М. М. Читау).
Спектакли, о которых пойдет речь на выставке, провалились по самым разным причинам: некоторые опередили свое время, другие не получили должного сценического воплощения, третьи стали жертвой несправедливой критики или даже намеренного срыва. Объединяет же их то, что всем им было суждено стать классикой мирового театра. В их числе «Чайка» А. П. Чехова и «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и «Весна священная» И. Ф. Стравинского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Травиата» Джузеппе Верди, «Кармен» Жоржа Бизе и многие другие.