Театральный город

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
МАРИУСА ПЕТИПА
2.11.2018 −24.02.2019

В основном здании Музея театрального и музыкального искусства на пл. Островского открылся масштабный международный проект «Петипа. Танцемания» к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, знаменитого хореографа, создателя репертуара классического русского балета.

Выставка охватывает все пространства Театрального музея и начинается как в театре — с вешалки. Гардероб музея отныне прячется за полупрозрачной портьерой — эскизом к одному из балетов-феерий Петипа.

Поднимаясь по лестнице, посетитель встречается с сонмом блистательных танцовщиц, которые выступали в главных партиях на протяжении сорока лет, что Мариус Петипа работал в Императорских театрах. Биография мастера — от его первого выхода в роли Мальчика из Савойи в спектакле его отца, хореографа Жана-Антуана Петипа «Танцемания» до последних шедевров на музыку Чайковского и Глазунова — подробно изложена на стендах.

В выставочных залах на пятом этаже из истории зритель попадает из истории в волшебную сказку. Выставка организована как загадочный лабиринт, по которому можно ходить кругами. Отдельный зал посвящен забытым балетам мастера, как, например, «Ливанская красавица», «Камарго», «Волшебные пилюли» или «Синяя борода». Из более 60 спектаклей Петипа лишь 15 сохранились в мировом репертуаре, что, впрочем, очень и очень много для балетного жанра. Крупные творческие достижения хореографа образуют цельные сюжеты. Оформлены они как балетные феерии: исторические костюмы из «Раймонды» и «Дочери фараона», «Спящей красавицы» и «Баядерки» спрятаны за прозрачными занавесями, на которые транслируются видеокадры из легендарных постановок. Оригиналы старинных фотографий подсвечены сбоку — их можно разглядывать бесконечно.

Проект «Петипа. Танцемания» повествует о невероятной витальности и вневременной актуальности творчества Петипа. Его балеты до сих пор живут, ставятся и переосмысляются на ведущих сценах мира, что и отражено в экспозиции, объединяющей артефакты прошлого и настоящего. На выставке впервые представлены костюмы Матильды Кшесинской, Павла Гердта, Энрико Чекетти, а также артистов XX века Ирины Колпаковой, Константина Сергеева, Габриэлы Комлевой, Рудольфа Нуреева, Николая Цискаридзе. Национальный центр сценического костюма (Франция) предоставил ценнейшие костюмы к постановкам «Спящей красавицы» — пачку Ноэллы Понтуа для партии Авроры и костюм Сирила Атанасова для партии Принца Дезире. Стокгольмский музей танца (Швеция) впервые представляет в России уникальный комплект костюмов по эскизам Льва Бакста к балету «Спящая принцесса», поставленному Николаем Сергеевым в антрепризе Сергея Дягилева «Русский балет» (1921).