30-й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
НОВОЙ МУЗЫКИ «ЗВУКОВЫЕ ПУТИ»
С 18 по 25 ноября в Санкт-Петербурге проходит 30-й международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути». Организаторы фестиваля — Союз композиторов Санкт-Петербурга и Творческая ассоциация «Звуковые пути». Художественный руководитель фестиваля — Александр Радвилович.
В афише 30-го фестиваля новой музыки «Звуковые пути» — 30 мировых премьер. Другие цифры форума не перекликаются с юбилейной символикой, но и они свидетельствуют о его масштабных намерениях: 26 российских премьер, 76 опусов — от классиков ХХ века до консерваторских студентов. А еще 64 композитора и 17 точек на карте мира, объединенных «Звуковыми путями», — Россия, Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Италия, Киргизия, Корея, Норвегия, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, США.
С 2001 года в афише «Звуковых путей» есть специальный проект. Одним из самых удачных в прошлые годы был проект «Утопии и антиутопии». Возвращение к этой теме сегодня обретает новое звучание: кроме уже известных петербургской публике опусов, на концерте 20 ноября в Малом зале имени Глинки ансамбль солистов Академического Симфонического оркестра Филармонии под управлением Федора Леднева исполнит только что написанные произведения англичанина Кларка, москвича Каспарова и петербуржца Резетдинова.
Новый проект представит фестивальный ансамбль «Звуковые пути» — Гимн футуризму. Именно так называется написанная в 1917 году музыкальная пародия на адептов модернизма Цезаря Кюи, последнего представителя Могучей кучки. Она прозвучит на концерте в Доме композиторов (22.11).
Там же мы услышим и голос автора «Манифеста футуризму» итальянского поэта Маринетти в электронной обработке композитора Джузеппе Джулиано, а еще — восемь специально написанных для фестиваля новых сочинений авторов из России, Австрии, Германии и Украины.
Среди участников форума есть его давние друзья. Это Мориц Эрнст и Маркус Берцборн — фортепианный дуэт из Германии, подготовивший уникальную программу «Космос Штокхаузена». Это и замечательный Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), с которым «Звуковые пути» сотрудничает много лет.
Есть и новые участники, среди них французский ансамбль Multiraterale. Москвичи и парижане сойдутся в концерте «МАСМ vs Multiraterale» 24 ноября в Малом зале филармонии. Оба коллектива выступят и в Доме композиторов — Multiraterale с сольной программой накануне, а МАСМ — в концерте-марафоне 25 ноября.
Этот вечер, завершающий фестиваль, откроется блоком, напоминающим об окончании Первой мировой войны. Программа посвящена всем пострадавшим в ее сражениях музыкантам, но есть у сюжета и конкретный герой — австрийский пианист Пауль Витгенштейн, потерявший на войне правую руки, находившийся в 1914 в русском плену, а в 1930 выступавший с оркестром в Большом зале Ленинградской филармонии. Именно для него были созданы леворучные концерты Равеля, Прокофьева, Рих. Штрауса и многие другие. Семь новых фортепианных произведений для левой руки петербургских авторов — дань памяти событиям 100-летней давности.
А завершится концерт-марафон зрелищной программой французских артистов — перкуссиониста Тьерри Мирольо и танцовщицы Софи Жегу: их выступление сопровождается видео-инсталляцией Иоханнеса Биррингера — крупнейшего немецкого мастера видео-арта и теоретика модернистского театра, который, по его мнению, является лишь тем «как мы видим, что мы, возможно, готовы увидеть или что мы воображаем».
Источник:festival