100-летие оперной труппы Михайловского театра
Оперная труппа Михайловского театра готовится отметить столетний юбилей. Датой ее рождения считается 6 марта 1918 года. В честь юбилея 21 марта на сцене театра состоится гала-концерт, смысловым стержнем которого станут важнейшие эпизоды театральной истории.
Датой рождения оперной труппы принято считать 6 марта 1918 года, когда в Михайловском театре давали «Севильского цирюльника». Этот легендарный спектакль принадлежит всему театральному Петрограду: в постановке были использованы декорации и пели артисты Мариинского театра. Спектаклю предшествовало письмо, которое в январе 1918 года нарком просвещения Анатолий Луначарский направил заведующему государственными академическими театрами Петрограда: «До 1 апреля 1918 года должен быть открыт бывший Михайловский театр…». Собственный творческий коллектив нового оперного театра сформировался летом 1918 года, когда были утверждены составы хора и оркестра. Первой премьерой театра, поставленной своими силами, стала комическая опера Жака Оффенбаха «Птички певчие», которая состоялась 13 октября 1918 года. Конечно же, юбилейный гала-концерт не может обойтись без этих знаковых для театра произведений: «Севильский цирюльник» и «Птички певчие» зададут его праздничную тональность.
Художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман уверен, что зрителей 21 марта ждет замечательный подарок. Он благодарен Владимиру Юровскому и Аиде Гарифуллиной, которые несмотря на плотный график выступлений нашли возможность принять участие в его подготовке и выступить в Петербурге. В программу гала-концерта включены фрагменты из самых разных оперных сочинений. В совокупности они дадут представление о том, насколько насыщенным было это столетие для нашей оперной труппы и какой выдающийся вклад сделал театр в мировое музыкальное искусство.
Блистательная оперная классика, которая всегда занимала на сцене театра достойное место, будет представлена фрагментами из «Тоски» Пуччини, «Дон Жуана» Моцарта, «Золотого петушка» Римского-Корсакова. В этом ряду особое место принадлежит «Пиковой даме». В середине 1930-х спектакль Всеволода Мейерхольда совершил переворот в театральной эстетике; это была постановка, в которой музыка Чайковского была соединена и прочитана с позиции «режиссерской партитуры».
В истории театра были интереснейшие страницы, о которых сегодня вспоминают непростительно редко. Так, в 1927 году здесь была поставлена опера австрийского композитора Эрнста Кшенека «Прыжок через тень». Это произошло по инициативе Бориса Асафьева, купившего клавир оперы лично у автора. Спектакль в Ленинграде посмотрели Пауль Хиндемит и Альбан Берг, который заметил, что у него постановка вызвала желание работать для театра. Современные зрители оценят возможность познакомиться с оперой, центральный персонаж которой — гипнотизер.
МАЛЕГОТ заслуженно называют «лабораторией советской оперы», и эта глава театральной истории в гала-концерте займет особое место. В начале 1930 года здесь была поставлена опера «Нос», которую сочинил аспирант Ленинградской консерватории Дмитрий Шостакович, — по его собственному выражению, он «симфонизировал гоголевский текст». Сегодня «Нос» считают самым «недооцененным» сочинением великого композитора, в то время как «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная спустя четыре года, заслуженно получила статус важнейшего оперного сочинения ХХ века. Не меньшее значение для мирового искусства имеет опера «Война и мир» Сергея Прокофьева. Ее мировая премьера прошла в МАЛЕГОТе в июне 1946 года: в музыке проявилась патриотическая идея эпопеи Льва Толстого.
Из множества оперных названий, которые увидели свет в Малом оперном театре, маэстро Владимир Юровский выбрал также оперу «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского на сюжет повести Ромена Роллана, и сочинения Сергея Слонимского, определявшие художественный климат 1960-70-х годов: «Виринея» и «Мария Стюарт». Их фрагменты вошли в программу вечера.
В гала-концерте принимают участие выдающиеся мастера оперной сцены народные артисты России Сергей Лейферкус, Нина Романова, Николай Копылов, яркие молодые звезды, такие как Аида Гарифуллина, и молодые солисты Михайловского театра, стремительно завоевывающие мировую известность — лауреаты международных конкурсов Светлана Москаленко, Борис Пинхасович, Борис Степанов. Художественный руководитель концерта и дирижер — Владимир Юровский.
Музыкальное действие будет сопровождаться насыщенным видеорядом: режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский обращается к редким историческим кадрам, найденным в архивах, и дает им новую жизнь с помощью современных технологий.
Источник: mikhailovsky.ru