Театральный город

ПРОБУЖДЕНИЕ ФЛОРЫ

Мариинский театр

Премьера — 5 ноября 2015

На рубеже 1990-2000-х балет Мариинского театра был активно занят реконструкциями старинных спектаклей — по сохранившимся в Гарвардской библиотеке бумажным записям балетов Мариуса Петипа хореограф Сергей Вихарев восстанавливал дореволюционные шедевры. «Пробуждение Флоры» вслед за первоначальными редакциями «Спящей красавицы» и «Баядерки» стало третьим опытом пробуждения балетного антиквариата. Достали с дальних полок незатейливое либретто, основанное на античном мифе о любви ласкового ветра Зефира и покровительницы садов и растений Флоры, по сохранившимся эскизам и фотографиям восстановили костюмы и декорации, оркестр разучил забытую партитуру Риккардо Дриго, а танцовщики — расшифрованный по записям весьма затейливый хореографический текст.

«Пробуждение Флоры» в 1894 году было поставлено Мариусом Петипа и Львом Ивановым ко дню великокняжеской свадьбы — балетом развлекали гостей. А после на сцене Мариинского театра в этом сочинении блистали едва ли не все именитые мастера императорской сцены. На мастерство артистов начала ХХI века было рассчитано возобновление 2007 года. Но сменилось руководство балетной труппы Мариинского, и постепенно все реконструкции сошли со сцены. Эстафету обращения к истории подхватили другие театры страны и мира — кто только ни обнаруживал свой взгляд на историческое балетное прошлое, интерпретируя значки, в конце позапрошлого века использованные для записи репертуарных спектаклей Мариинского. Поиск аутентичности, освобождение постановок от позднейших переделок стали актуальными. Зачастую прочтение одного и того же текста разными интерпретаторами заметно различается. Но это штудии для специалистов, а зрителей в Мариинском театре снова ждут щедро костюмированные классические танцы с пантомимными речами, крахмальными крыльями Амуров, живым козлом и прочими забавными нелепостями старинных придворных балетов — «Пробуждение Флоры», третье рожденье.