Театральный город

23 марта 2018

Александр Платунов

«ИДУТ БЕЛЫЕ СНЕГИ…»

…Начало этой недели я встретил во Владимире. До этого я был здесь всего лишь раз — школьником младших классов. Но всегда считал себя слегка владимирским, так как мама моя была из Гусь-Хрустального, а по семейному преданию отцовская фамилия ведет начало от владимирских богомазов. Поэтому и откликнулся с удовольствием на приглашение принять участие во встрече организаторов международных театральных фестивалей, которых собрал под своей крышей Владимирский академический театр драмы.

idut-belye-snegi-2

В течение двух дней театральные деятели из России, Кыргызстана, Молдовы и Румынии рассказывали о своем опыте в этой сфере, делились достижениями и придумками. Темы, надо сказать, были далеко не формальными, без пафоса и пустословия.

Искусствовед и драматург из Кишинева Анжелина Рошка проанализировала провокативный фактор, столь явственный в мировом фестивальном движении.

Вице-президент румынской ассоциации театральных деятелей Аура Корбяну рассказывала о крупнейших фестивалях Румынии.

Руководитель Бишкекского городского театра Айгуль Умуралиева дала представление о путях развития и перспективах фестивального движения в Кыргызстане.

Сербский театровед, критик и драматург Драгана Бошкович отдала дань недавно ушедшему из жизни актеру Бору Тодаровичу, которого мы все прекрасно помним по фильму Кустурицы «Время цыган».

Ваш покорный слуга говорил о петербургском фестивале русских театров зарубежья «Встречи в России», которому в этом году исполняется 20 лет. На меня самого наибольшее впечатление произвело четкое и глубокое выступление генерального продюсера Федерального фестиваля «Театральный Олимп» Ольги Сенаторовой на тему «Фестиваль как социально-культурный проект». Прекрасным дополнением к программе стал фильм московских тележурналистов Марины Меркуловой и Александра Мягченкова о мировой премьере «Эдипа» Римаса Туминаса в рамках театрального фестиваля в Эпидавре (Греция).

Надо сказать, что оба дня малая сцена Владимирского театра была набита под завязку теми, кого интересуют основные тенденции развития мирового фестивального движения, особенно много было студентов, что не может не радовать.

idut-belye-snegi-3

Программу симпозиума дополняли спектакли хозяев — одного из старейших театров России, отмечающего нынче свое 170-летие. Мы успели увидеть всего четыре спектакля, но и по ним можно судить и о труппе, и об уровне режиссуры, и об общем состоянии театра. Сразу же оговорюсь: для нас была составлена особая программа. Объективно: она не включала кассовый «легкий» репертуар, который тоже имеет место в афише владимирского театра. Но я, кстати, совершенно далек от снобисткого деления на «высокое» и «низкое». По мне, так лучше хорошо поставить «№ 13», чем плохо — Чехова…

Монодраму Нины Мазур «Сны Гамлета» я видел уже ранее на одном из фестивалей. Пьеса представляет собой интеллектуальную игру на тему шекспировского «Гамлета», где на сцене только один герой, а все остальные персонажи: Офелия, Гертруда, Клавдий и Полоний — появляются только в его воображении, в данном конкретном сценическом воплощении — на видеоэкране. И тогда, и сейчас наибольшее впечатление на меня произвел исполнитель заглавной и единственной роли Александр Аладышев — современный, харизматичный, импульсивный, внутренне невероятно напряженный — глаз не отвести. Кстати, на сцене владимирского театра Аладышев играет и «настоящего» Гамлета, что, согласитесь, придает еще больший объем его моно-Гамлету.

Куда более сложные ощущения вызвал «Визит дамы» по известнейшей пьесе Фридриха Дюрренмата, поставленной достаточно известным российским режиссером Вадимом Данцигером. То, что из названия пьесы исчезло слово «старая» вполне объяснимо: Клару Цаханассьян играет красавица Любовь Гордеева, появляющаяся в роскошных и эротичных туалетах. Любуясь актрисой, я все же недоумевал, что значит такое омоложение. И в длинном, излишне подробном и местами скучноватом первом действии ответа на свой вопрос не нашел. Только в коротком, экспрессивном, нервном втором акте все становится на своим места: красавица Клара превращается в торжествующего ангела смерти и действие наконец-то приобретает метафоричность и смысл, которых так не достает в начале. Что ж, лучше поздно, чем никогда…

idut-belye-snegi-5

Настоящим открытием для меня стал творческий дуэт режиссера Владимира Кузнецова и сценографа Дмитрия Дробышева, сделавших следующие два спектакля. И это именно тандем, где художник во многом диктует образность и динамику постановок, причем на сложнейшем текстовом материале. В поэтических хрониках «На стыке времен» это поэзия Евгения Евтушенко, превращенная автором композиции и постановщиком Владимиром Кузнецовым в цельное драматургическое произведение. Мне, пожалуй, не слишком легло на сердце начало спектакля — фрагмент о Разине, сделанный в стиле фольклорного перепляса. Но зато потом начались чудеса сценографической изобретательности и режиссерского мастерства. Кузнецов обладает редким для достаточно молодого режиссера качеством — владением искусства темпоритма. Он строит спектакль по принципам симфонического развития, что волей-неволей заставляет говорить о продолжении любимовской линии — театра поэтического, метафорического — в современной режиссуре. Несмотря на сложность стихотворных текстов, постановщики достигают внятного эмоционального воздействия — зрители живо реагируют на происходящее, а местами просто не скрывают слез.

Еще более масштабную задачу Кузнецов и Дробышев ставят перед собой в эпической постановке «Раковый корпус. Сосланные навечно» по произведениям Александра Исаевича Солженицына. И я снова отдаю должное драматургическому мастерству режиссера, соединившего в единое целое линии из «Ракового корпуса», «В круге первом» и «Архипелага ГУЛАГа». Жизнь героев Солженицына возникает на фоне выразительной и динамичной сценографии Дмитрия Дробышева — опять же не бытовой, а метафорической. Особенно впечатляет гора разноцветных яблок, сваленная к подножию постамента для бюста Сталина, как символ брошенных в топку сталинских репрессий миллионов человеческих судеб. В спектаклях Кузнецова и Дробышева владимирская труппа демонстрирует свои лучшие качества — и как великолепный актерский ансамбль, и в отдельных ярких характерах. Сталина в «Раковом корпусе» играет премьер труппы, народный артист России Николай Горохов — убедительно, мощно и осмысленно. Рядом с ним хотелось бы отметить Валерию Емельянову, сыгравшую Веру Гангарт, и Владимира Лаптева — Русанова. Это первоклассные актерские работы, образец настоящего психологического театра. И снова зрители плачут, сопереживая героям Солженицына и печальным обстоятельствам их жизней.

idut-belye-snegi-4

Но не только театральными впечатлениями запомнилась эта короткая поездка. Участников фестивального сбора вывезли на экскурсию в окруженный заснеженными полями Суздаль. Старинный русский город, его прекрасные соборы особенно выразительно смотрелись на фоне снежного безмолвия, прерываемого колокольным перезвоном. Да и в самом Владимире было что посмотреть в короткие паузы заседаний. Величественный Успенский собор с фресками Андрея Рублева и Даниила Черного, обаятельные скульптуры горожан из прежних времен, расставленные по закоулкам старого города, монументальные Золотые ворота, расположенные как раз напротив знаменитого здания Владимирской драмы — все это невозможно будет забыть. Как не забудем мы тепло и заботу директора театра Бориса Гунина и его очаровательной жены Ольги, сделавших все, чтобы сюда хотелось приехать еще раз.