Театральный город

12 июня 2018

Александр Платунов

ДЛЯ людей и ПРО людей

В первую неделю июня в Орле уже восьмой раз проходил фестиваль камерных и моноспектаклей «Ludi». Оказался я на нем впервые, будучи приглашен работать в фестивальном жюри.

Основатель фестиваля Александр Михайлов недавно покинул пост художественного руководителя орловского театра «Свободное пространство» и выбыл из фестивальной команды. Наверное, прежде всего это сказалось на программе, которая, как признавались в театре, в чем-то шла еще от Михайлова, но окончательно формировалась уже в новых условиях. И не могло не сказаться на организационной стороне дела… Но порой именно так формируется новая фестивальная идеология, возникают новые контакты, идет живой, напряженный процесс, вырисовываются перспективы.

Несмотря на все треволнения переходного периода, фестиваль прошел вполне успешно. Открытие с первыми лицами города и области, красной дорожкой и раритетными автомобилями; эффектные пластические заставки в исполнении актеров труппы и студентов, предваряющие каждый показ; почти всегда заполненные залы и внимание местных СМИ (сам просидел почти час в прямом радиоэфире); бесконечная церемония закрытия и награждения, завершившаяся запуском белых шаров в вечернее орловское небо…

На красной дорожке председатель жюри Драгана Бошкович (Сербия)

На красной дорожке председатель жюри Драгана Бошкович (Сербия)

И в самой фестивальной программе театр «Свободное пространство» выглядел вполне достойно, показав в рамках конкурсной программы поставленный Михайловым классический мюзикл «Люди Ломанчи», а вне конкурса «Телеграмму» по пьесе О. Михайлова и совсем свежий моноспектакль Линаса Зайкаускаса «Цыпленок из букваря». Вдобавок к этому уже после закрытия фестивальной программы я задержался на денек в Орле, чтобы увидеть еще один новый спектакль Зайкаускаса по гоголевской «Женитьбе». Увиденное позволяет оценить хороший уровень труппы — готовность работать в разных жанрах и стилях.

Женитьба

Женитьба

В «Люди Ломанчи» особенно запоминались интеллигентный Дон Кихот Максима Громова, Альдонса-Дульсинея прекрасно поющей Елены Симоновой и Карраско Сергея Козлова, ставшего лауреатом фестиваля в номинации «лучшая роль второго плана».

В «Телеграмме» хороша была обаятельная Светлана Нарышкина. А в провокационной «Женитьбе» (все роли играют женщины) — фантастический Жевакин Маргариты Рыжиковой.

Главную и единственную роль в «Цыпленке» сыграл Валерий Лагоша, ведущий артист театра, ныне исполняющий обязанности худрука, и сердце мне подсказывает, что этот оригинальный, остроумный и жесткий спектакль имеет прекрасные фестивальные перспективы.

Куда бледнее выглядели другие орловские коллективы.

Академическая драма имени Тургенева представила очередную вариацию знаменитого «Коллекционера» Фаулза — спектакль Ольги Шведовой «Бабочки не выживают в темноте». Не скрою, что по поводу этого спектакля был на обсуждении вполне категоричен: «Плохой спектакль, плохо поставленный и плохо сыгранный». Вряд ли он показателен для крупного академического театра и почему именно его выбрал театр для участия в фестивале — большой вопрос.

Но совершенно не вызывал вопросов «Иван Грозный» Орловского театра «Русский стиль» имени М. М. Бахтина (да-да, так пышно!). Постановщик спектакля Валерий Симоненко предварил показ достаточно пространным вступлением, где объяснил свою задачу, как попытку реабилитации грозного царя, основанную на реальных документов. Ничего из этой затеи не получилось. Актеры, напоминавшие ожившие восковые фигуры, множество исторических ляпов и просто отсутствие эстетического вкуса — таковы плоды абсолютно спекулятивной идеи.

Приятно было видеть, как был представлен на фестивале театральный Петербург.

Театр «Суббота» привез свою версию популярной пьесы Михаила Хейфица «Спасти камер-юнкера Пушкина», два года назад получившую «Золотой софит» за спектакль малой формы, с отличной главной ролью Владимира Шабельникова, который стал победителем орловского фестиваля в номинации «лучшая мужская роль».

Владимир Шабельников в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Владимир Шабельников в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Несмотря на то, что спектакль Андрея Дежонова «Колесо Коломбины» был поставлен в Национальном театре Карелии, мы все же помним, что Дежонов учился у Льва Додина и некоторое время выступал на петербургской сцене. Да и в самом спектакле по оригинальной пьесе петербургских актеров Ирины и Леонида Волк много привычных петербуржцу интонаций. Особенно хороша в нем исполнительница роли Коломбины Наталья Свешникова, получившая награду как исполнительница женской роли. Это большой успех совсем молодой и очень талантливой актрисы.

А в последний фестивальный день театр «Особняк» показал тоже уже награжденный «Софитом» трагифарс «Машина едет к морю» — принципиальное, глубокое, медитативное творение режиссера Алексея Янковского. «Особость» спектакля вызывала у меня понятную тревогу: а как он прозвучит здесь, где об исканиях экспериментальных театров знают лишь понаслышке. Опасения были напрасны: Дмитрий Поднозов, Анатолий Хропов и Алиса Олейник играли потрясающе, а Алексей Янковский вернулся в Петербург с фестивальной наградой «за лучшую режиссуру».

Все другие города и страны были представлены на фестивале моноспектаклями. Единственным исключением стал дуэтный спектакль «Солнечная линия» уфимского «the ТЕАТР», вполне симпатичный опыт молодых людей, пока еще далеких от проблем кризиса середины жизни, о которых идет речь в пьесе Ивана Вырыпаева. Автор инсценировки, режиссер и исполнитель Владимир Бабаев из Таганрога представил моноспектакль «Дюжина ножей в спину революции» по А. Аверченко, покоривший зрителей отточенностью интонаций и интеллигентностью. Сейчас почти нет такого российского фестиваля, где не был бы представлен Израиль: в Орле эту миссию выполнял спектакль «Клоун» по Г. Беллю театра «LaPanim (Лица)» из Тель-Авива с пластичным и меланхоличным Ариэлем Крижопольски в заглавной роли. Кшиштоф Рогацевич из польского театра «Maska» азартно и откровенно лицедейски сыграл «Контрабасиста» по известнейшей повести П. Зюскинда — два года назад спектакль был признан лучшем из иностранных на United Solo Festival в Нью-Йорке. Национальный театр «Морузгва» из Загреба (Хорватия) приехал с моноспектаклем «Бобочка» по хрестоматийному хорватскому роману Мирослава Крлежа «Возвращение Филиппа Латиновича» — меня лично претенциозная история профессиональной любовницы, сыгранная Эцией Ойданич, взволновала мало. Зато совершенно ошеломляющее впечатление произвела «Тюрьма» Вициниуса Пьедада из бразильского Сан-Паулу. Монолог пианиста, оказавшегося в тюрьме и борющегося за свою жизнь, сыгранный молодым бразильцем по законам поэтического театра, мало кого мог оставить равнодушным. Эта работа была признана лучшей среди моноспектаклей.

Винициус Пьедад (Бразилия)

Винициус Пьедад (Бразилия)

Помимо фестивальных спектаклей были горячие обсуждения, мастер-классы, поездки в Ясную Поляну и Спасское-Лутовиново — все то, что создает нормальный фестивальный объем и заставляет верить в дальнейшие перспективы фестиваля «Ludi». Люди, с людьми и про людей — таков его девиз, пусть даже и неписанный.