Проспект премьер
Наследники Веры Федоровны…
(Несколько слов о премьерных спектаклях в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской)
Какие все-таки замечательные актеры есть в нашем городе! От прославленных мастеров на знаменитых сценах до молодежных, пока еще вовсе не титулованных коллективов. Практически в каждом театре есть артисты, на которых надо ходить!
Возьмем для примера только один театр имени Веры Федоровны Комиссаржевской. Его последние премьеры россыпь замечательных актерских работ.
«Бесконечный апрель», поставленный Иваном Латышевым по пьесе Яны Пулинович, идет на Малой сцене. На мой взгляд (да простят меня режиссеры Большой сцены), по цельности и эмоциональной наполненности это лучший из новых спектаклей Комиссаржевки. Его подлинным украшением является Ефим Каменецкий, играющий роль Вени. Ему удается некий «внутренний свет», удивительно естественно создающий главные краски истории, рассказанной со сцены. Неповторимые модуляции голоса — то ли чуть охрипшего ребенка, то ли договаривающего свою жизнь старика — дают такую проникновенность и такой разлив чувств, какой нынче встретишь не часто. Это не просто хорошая роль, это абсолютно лирическая, собственной жизнью пропитанная, выдающаяся работа актера.
Играть рядом с Каменецким, конечно, нелегко: его лучезарность оставляет других актеров несколько в тени. Но не сказать о Маргарите Бычковой в роли Любы нельзя. Яркая комедийная актриса, популярная участница многочисленных театральных капустников, Бычкова в последнее время все чаще и чаще демонстрирует настоящий драматический талант. У нее были прекрасные сцены в володинском «Графомане». Ее Эстер в еще одной премьере комиссаржевцев — «Доме, который построил Свифт» балансирует на грани трагикомического. И в «Бесконечном апреле» Бычкова работает непривычно, неожиданно. Всегда яркая, она как будто приглушена, лишена какого-либо подчеркивания. Ее героиня абсолютно достоверна, играется с подлинным, с каким-то не актерским даже, а женским пониманием. Да и весь женский состав спектакля — Ольга Арикова, Ольга Белявская, Екатерина Андреева и Варвара Светлова — особенно хорош. Все-таки точная режиссура дает актеру возможность проявиться с лучшей стороны.
Что касаемо режиссуры в «Кто боится Вирджинии Вулф?», то я лично имя венгерской постановщицы Эникё Эсени в режиссерских топах не встречал. Думается, и после этого «семейного триллера» не встречу. Но актерская команда здесь собрана, несомненно, сильная: приглашенный из БДТ Александр Кудренко (просто один из лучших актеров этого поколения в городе), обаятельный Иван Батарев, недавно перешедший в Комиссаржевку из ТЮЗа (несмотря на молодость, уже любимец публики), талантливая ученица Григория Козлова Полина Воробьева и, конечно, Анна Вартанян — главная удача спектакля.
Если Александр Кудренко, как писалось в одной из рецензий, делает своего героя похожим на Зилова, словно сближает с советской историей, то Вартанян, напротив, играет вариант современной леди Макбет — играет со страстью, накалом, шекспировским размахом. Нервная пульсация чувствуется в ее Марте с первых минут спектакля, а в финале оборачивается самым настоящим катарсисом.
Думается, из премьерных спектаклей особенно принципиален для театра «Дом, который построил Свифт» по пьесе Григория Горина. Во-первых, это один из любимых здесь авторов (некоторые из его пьес именно в Комиссаржевке впервые игрались). Во-вторых, это новая работа главного режиссера Александра Баргмана, который пытается вместе с группой соратников вдохнуть свежее дыхание в «Пассажный» театр. Сам прекрасный актер, он умеет подавать артистов с самой выгодной стороны.
Играющий Свифта Геннадий Алимпиев на протяжении всего спектакля молчит, но насколько наполненно это молчание, сколь выразителен его взгляд, показывает крупный план актера на видеоэкране. Всегда яркий Сергей Бызгу в роли бойкого дворецкого Патрика рядом с немым Свифтом заставляет вспомнить Санчо Пансу. И вряд ли это случайно: не так давно Баргман встречался с этой темой — он поставил «Дон Кихота» в Театре имени Ленсовета.
Роль Самсона Карраско отдана доктору Ричарду Симпсону — я видел в этой роли Ивана Батарева, — именно он становится лирическим нервом спектакля. Батарев точно и ненавязчиво рисует процесс внутреннего преображения своего персонажа, вызывающего наибольшее зрительское сочувствие. Еще один лирический голос постановки — Ванесса в исполнении Евгении Игумновой. Она кажется почти бесплотной, чистым духом рядом с колоритными земными персонажами «Свифта».
На самом деле мне хотелось бы перечислить практически весь состав спектакля, где у каждого, даже в эпизоде, есть своеобразный актерский росчерк. В «Свифте», несомненно, ансамблевое начало, и труппа в нем представлена с наивыгоднейшей стороны.
Однако не стоит завидовать тем, кто побывал на премьере. Актерский потенциал новых спектаклей в Комиссаржевке так значителен, что последующим зрителям повезет еще больше.
Автор: Александр Платунов