Вокзал истории
Архитектура времени, музы и света
Здание Государственного драматического театра имени Веры Федоровны Комиссаржевской располагается на земельном участке, ограниченном Итальянской улицей и Невским проспектом.
Изначально, в соответствии с указом Главной Полицеймейстерской Канцелярии (в которой имелась архитектурная контора) от 20 августа 1739 года «О регулировании в Адмиралтейской части от Мойки по Фонтанную речку мест по рассмотренному во оной комиссии тем местам плану», этот земельный участок был выделен выдающемуся российскому зодчему Михаилу Григорьевичу Земцову для строительства в срок не более пяти лет одного или двух жилых каменных домов и служебных построек. Необходимо отметить, что помимо иных заслуг перед Отечеством именно Земцову принадлежат проектное решение фасада типового каменного жилого строения и фактически организация работ каменной массовой застройки Санкт-Петербурга. Осуществить в полной мере задуманное и пожить с семьей в собственном каменном «образцовом в девять окон на погребах» доме великому архитектору было не суждено: 28 сентября 1743 года он умирает.
Далее земельный участок с расположенными на нем «каменными палатами в два этажа с деревянными службами» неоднократно переходил из рук в руки.
Наверное, читателю будет небезынтересно узнать, что в пору владения домом графиней Влодек бельэтаж здания сдавался внаем, а занимали его Жорж Шарль Дантес (правильнее д’Антес — Georges-Charles de Heeckeren d’Anthes) и чрезвычайный посол и полномочный министр короля Нидерландского Луи Борхард Якоб Теодор Анне ван де Беверваард барон Геккерен (Jacob Derk Burchard Anne van Heeckeren tot Enghuizen). Из этого дома Дантес 27 января (8 февраля) 1837 года отправился на роковую дуэль с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Середина XIX века — время перемен. В жизнь исподволь вплетается все то, что принято именовать капитализмом и новыми технологиями. Естественно, меняется и внешний облик Санкт-Петербурга — сказываются и новый быт, и уплотнение городской застройки, и иное назначение зданий и сооружений, и появление принципиально новых строительных конструкций и материалов. В такой ситуации будто сами собой рождаются и новые архитектурные решения театральных зданий и помещений. Возникает идея, как сказали бы сегодня, провести «реконструкцию квартала, предполагающую создание многофункционального делового, торгового, культурно-развлекательного и жилого центра».
5 мая 1845 года от нового владельца участка земли по Невскому проспекту и Итальянской улице «Коллежскаго Совътника Графа Якова Иванова сына Эссенъ-Стенбокъ-Фермора» к «Его Сіятельству, Главноуправляющему путями сообщенія и публичными зданиями Господину Генералъ Адъютанту и Кавалеру Графу Петру Андреевичу Клейнмихелю» поступило прошение, касающееся дозволения устройства по прилагаемому к прошению плану «съ Невскаго проспекта на Михайловскую площадь крытой проходной галлереи наподобіе лондонскихъ и парижскихъ пассажовъ для помещенiя въ ней жилыхъ покоевъ, всякаго рода магазиновъ и торговыхъ заведенiй, концертнаго зала, зимняго сада, хоровъ для музыки въ известные часы и прочаго…».
Одновременно в прошении отмечается, что «строенія сего рода устроены въ чужихъ краяхъ въ лучшихъ климатахъ, и предполагаемая галлерея т. мъ бол. е доставiт пользы и прiятности жителямъ С. Петербурга, гд. по климату они нуждаются въ подобномъ устройств.».
Основная объемно-планировочная идея Якова Ивановича Эссен-Стенбок-Фермора — создание внутриквартального пешеходного пассажа (passage (франц.) — букв. «проход», «переход»; в архитектуре — тип торгового или делового здания, в котором магазины или конторы размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием). Органичная и неотъемлемая часть бизнес-стратегии Эссен-Стенбок-Фермора — привлечение во «всякого рода магазины и торговые заведения» Пассажа состоятельной публики посредством организации музыкальных и театральных постановок в концертном зале.
Возможность воплотить эти идеи в проекте и строительстве была предоставлена одному из талантливых и деятельных зодчих Петербурга уроженцу Варшавы Рудольфу Андреевичу Желязевичу, служившему на тот момент старшим архитектором департамента железных дорог в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий.
Проект предполагал строительство растянутого, но стилистически целостного архитектурного комплекса высотой в три этажа с покрытием из больших стеклянных полотен.
28 апреля 1846 года проект был высочайше утвержден. Строительство длилось два года, открытие Пассажа состоялось 9 мая 1848 года. Взорам современников предстало трехэтажное здание, главными фасадами выходящее на Невский проспект и Итальянскую улицу. Дополнительный объем и основательность фасадам, решенным Желязевичем в приемах итальянского Ренессанса, сообщают поэтажно размещенные пилястры дорического (в первом этаже) и композитного (во втором этаже) ордеров. Первый этаж обращал на себя внимание публики большими арочными оконными и дверными проемами, на верхних этажах окна были прямоугольными, украшенными наличниками и сандриками. На 1848 год фасады Пассажа были совершенно одинаковыми с Невского проспекта и Итальянской улицы. Необходимо отметить, что эти фасады были перестроены при реконструкции в 1988-1900 годах.
О планировке архитектурного комплекса и впечатлении, которое он произвел на современников, можно судить по статье «ПЕРВЫЙ ПАССАЖЪ ВЪ ПЕТЕРБУРГ. (Графа Эссенъ-ШтейнбокъФермора)», опубликованной в разделе «Искусства» издания «Иллюстрацiя» от 7 августа 1848 года (№ 27), где Пассаж, расположенный «прямо против Гостинаго Двора», характеризуется «однимъ изъ самых зам. чательных и до сихъ поръ единственнымъ у насъ зданиемъ»: «…по обеимъ сторонамъ крытой галлереи, имеющей 3 саж. шир. внизу и 41/2 саж. на верху (потому что магазины нижняго этажа выступаютъ и на этихъ-то выступахъ лежит балконъ, идущiй вокруг всей галлереи по второму ея этажу), составляющей переход с Невскаго Проспекта на Италiянскую улицу, расположены трехэтажные флигели, два первых этажа которыхъ заняты магазинами, а верхнiй купеческими квартирами. В подвальномъ этаж., составляющемъ огромный туннель въ 82 сажени, освещаемый стеклами, вставленными въ полъ галлереи, могут быть лавки для продажи вина, пива, зелени и множества товаровъ, требующих подземного пом. щенiя».
При входе в здание с Невского проспекта посетитель попадал в «обширный, свcътлый вестибюль»; поднявшись на несколько ступеней, он входил «на площадку, лежащую на одномъ горизонтъ с поломъ магазинов и галлереи». Справа и слева на «площадке» расположены помещения, окна которых выходят на Невский проспект, прямо же открывалось «широкое отверстiе, в которое будто в раму вставлена перспектива ярко освъщенной галлереи».
Освещение предусматривалось посредством прозрачной кровли, «составленной изъ деревянныхъ стропильныхъ фермъ, промежутки которыхъ забраны стеклами», и матовых стеклянных шаров, «в которыхъ будетъ горъть газ». «Тотчасъ войдя въ галлерею», посетитель видел, что «на право и на лъво идутъ легкiя каменные лестницы, ведущiя во второй этажъ», далее располагались «два ряда лавок, отделенных от галлереи стеклянными перегородками, съ огромными стеклами в бронзовыхъ переплетах, а одна отъ другой стънками, забранными въ аркъ, стороны которых, обращенныя къ галлереи», составляют столбы, украшенные двумя пилястрами дорического ордена с вставленными «въ промежутках пилястровъ зеркалами. Всех нумеровъ въ первомъ этаж. — 52».
Магазины и номера второго яруса были по расположению и числу одинаковы с нижними, но меньшей площади. Весь третий этаж был занят «небольшими, но удобными» квартирами.
Со стороны Итальянской улицы «находится прелестная концертная зала чистаго изящнаго греческаго стиля въ два свъта, украшенная двумя ярусами колонн, между которыми расположены хоры, отдъленные отъ залы барьеромъ аломъ, на сукнъ котораго ярко выступаетъ простая клътчатая золотая решътка».
В «концертной зале» в 1848-м и 1849 годах выступали оркестр Гильмана и цыганский хор под руководством композитора, гитариста, певца, дирижера Ивана Васильевича Васильева, впервые использовавшего в хоре ансамблевое пение — трио и квартеты. С 1850 года наряду с концертами большое внимание публики привлекают литературные вечера, в которых участвуют такие видные литераторы, как Федор Михайлович Достоевский, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Алексеевич Некрасов, Александр Николаевич Островский и многие другие. Именно здесь как серьезное культурнопросветительское направление формируется и становится популярным (вплоть до реформ 1890-х годов) «лекционный жанр» — читаются циклы лекций, подготовленные преподавателями различных факультетов Санкт-Петербургского университета. Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым ставит спектакли, которые знакомили зрителя с пьесами Николая Васильевича Гоголя «Женитьба» и «Ревизор», а с 1860 года зала становится еще и местом собраний и ареной для диспутов на общественные темы.
В специальных помещениях, прилегающих к «концертной зале», проводятся разнообразные выставки: в декабре 1848-го прошла выставка восковых фигур из Венского музея, состоялись выставки Общества русских акварелистов, в 1906 году — Первая международная художественно-промышленная выставка.
Некоторое время в Пассаже существовал зверинец, описанный Достоевским в рассказе «Крокодил. Необыкновенное событие, или пассаж в Пассаже»: «…Сего тринадцатого января текущего шестьдесят пятого года, в половине первого пополудни, Елена Ивановна, супруга Ивана Матвеича, образованного друга моего, сослуживца и отчасти отдаленного родственника, пожелала посмотреть крокодила, показываемого за известную плату в Пассаже. Войдя в Пассаж, он (друг. — О. П.) немедленно стал восхищаться великолепием здания, а подойдя к магазину, в котором показывалось вновь привезенное в столицу чудовище, сам пожелал заплатить за меня четвертак крокодильщику… Вступив в небольшую комнату, мы заметили, что в ней кроме крокодила заключаются еще попугаи из иностранной породы, какаду и, сверх того, группа обезьян в особом шкафу в углублении. У самого же входа, у левой стены стоял большой жестяной ящик в виде как бы ванны, накрытый крепкою железною сеткой, а на дне его было на вершок воды. В этой-то мелководной луже сохранялся огромнейший крокодил, лежавший, как бревно, совершенно без движения и, видимо, лишившийся всех своих способностей от нашего сырого и негостеприимного для иностранцев климата».
Однако доходы не покрывали расходов, и в 1854 году Пассаж был выставлен на торги, результатом которых стало владение архитектурным комплексом вдовой брата Якова Ивановича Эссен-СтенбокФермора княгиней Надеждой Алексеевной Стенбок-Фермор.
В 1883 году внутренние галереи Пассажа перепланируются архитектором Пирвицем.
В январе 1898 года в Пассаже происходит пожар, после которого уже при следующей собственнице, Надежде Александровне Барятинской, здание подвергается комплексной реконструкции и технической модернизации «по проекту и подъ руководствомъ гражданскаго инженера С. С. Козлова».
В Вестнике архитектуры, домовладения и санитарного зодчества «Строитель» за июнь — июль 1900 года (выходившем два раза в месяц) имеется подробное описание указанной реконструкции с чертежами и отмечается, что задача архитектора состояла в том, чтобы при сохранении по возможности старых каменных стен видоизменить распределение и группировку отдельных помещений сообразно их новому назначению, а вместе с тем придать зданию более интересную внешность.
Результатом стало изменение объемно-планировочного решения с утратой исторических фасадов.
Здесь читатель при желании может провести аналогию, сопоставив принципы отношения к историческому наследию вообще и к архитектурному в частности.
Здание надстраивается четвертым этажом, фасады с Невского проспекта и Итальянской улицы перестают быть одинаковыми: «…убранство фасадов изменено коренным образом, при чем главный фасад с Невского проспекта будет исполнен из радомского песчаника, которым облицованы некоторые новые постройки в Петербурге. Цоколь будет сделан из гранита».
«Фасад по Итальянской улице будет оштукатурен. Как тот, так и другой обработаны в серьезном новогреческом стиле. Что касается внутреннего устройства здания, то в нем будут применены всевозможные усовершенствования и новые материалы.
Все здание будет согреваться системой водяного отопления; в магазинах и залах планируется устройство электрической вентиляции; освещение будет электрическое.
Галерея Пассажа будет перекрыта легкой металлической конструкцией, на которой покоится стеклянная кровля (спроектирована так, что снег соскальзывает по стеклу и его не надо счищать), пропускающая в изобилии дневной свет.
В числе других строительных материалов здесь найдут применение искусственный мрамор, пегамоид, цельно-решетчатый металл, металлическая обшивка для стен и потолков, альгрит и проч. Полы в торговых помещениях будут сделаны из метлахских плит, а в залах и конторах — паркетные; из такого же метлахского искусственного камня будут сделаны все парадные лестницы» (текст описания приводится практически дословно).
Фасад Пассажа выполнен по чертежам Ричарда Боуэнса, причем с нарушением существовавших российских законов (также можно провести аналогию с современными методами проектирования и строительства). Вход в Пассаж Боуэнс выделил портиком с колоннами, занимающим часть тротуара, что категорически запрещалось действующим законодательством. Параллельно со строительно-монтажными работами, начатыми 1 февраля 1900 года по проекту, нарушающему действующие нормы и правила, проводятся определенные мероприятия с привлечением административного ресурса. И 4 мая 1900 года, как бы сегодня сказали, «продавливается» согласование/утверждение проекта с «отступлением от обязательных постановлений» (Российский государственный исторический архив, записка генерал-адъютанта В. А. Барятинского, состоявшего при вдовствующей императрице Марии Федоровне, переданная министру внутренних дел Дмитрию Сергеевичу Сипягину, дабы получить «высочайшее соизволение на это отступление»). «Длина» проблемы впечатляет.
До реконструкции зрители попадали в «концертную залу» посредством винтовой лестницы из расположенного ниже ресторана. На фрагментах общих планировочных чертежей 1900 года мы видим архитектурное решение театра: у бывшей «концертной залы» появляется собственная парадная лестница (на чертежах видно, что с первого этажа ведут две лестницы: одна — в торговую галерею, другая — в фойе концертного зала).
К интерьерам театра присоединяется часть торговых помещений. Фойе над галереей надстраивается, становится равным по высоте театрально-концертному залу и раскрывается большим арочным окном в стилистике модерна, через которое зрители могут наблюдать гуляющих по галерее посетителей магазинов, контор, банка, кафе и ресторанов Пассажа.
Во втором этаже на площадях, относящихся к театру, размещаются помещения для артистов, дамская и мужская комнаты, курительная, театральный буфет и выставочные залы; в третьем — помещения для артистов, музыкантов и прислуги, хоры, кухня.
В 1901 году основная реконструкция здания завершилась, но в 1902-м дополнительно проводятся следующие работы по обустройству театра: оборудуются стационарная сцена и одноярусный балконбельэтаж; для устройства дополнительных входов в зрительный зал к фасаду пристраивается двух-трехэтажный эркер.
После этой реконструкции (необходимо отметить, что в дальнейшем и здание, и театр претерпевали неоднократные изменения) Пассаж открывается, а «концертное зало (оно же и театральное)» принимает театральные коллективы.
В 1901 году одним из первых сцену Пассажа занимает театр «Фарс», который переезжает сюда из здания Панаевского театра на Адмиралтейской набережной (реквизированное в 1914 году под главную военно-полевую почтовую контору, здание в 1917-м погибло от пожара). Основу репертуара театра «Фарс» составляли фарсы и комедии французских, немецких и польских авторов: «Контролер спальных вагонов» А. Биссона, «Дамам от Максима» Ж. Фейдо и т. п. Большим успехом у публики пользовались актеры театра Е. М. Грановская, Е. И. Варламова, А. С. Полонский, М. Н. Воронцова-Ленни и С. Ф. Сабуров, с которым мы еще встретимся ниже.
В 1902 году ведущая актриса Александринского театра Вера Федоровна Комиссаржевская покидает императорскую сцену, чтобы создать принципиально новый, созвучный тем неспокойным годам театр. «…Затеяла я очень трудное, сложное и большое дело — что-то будет?! Лишь бы здоровья хватило», — пишет она матери. Чтобы заработать средства на свое предприятие, Вера Федоровна предпринимает длительные гастрольные поездки и в 1904 году добивается осуществления своей мечты — открывает в центре Санкт-Петербурга Новый драматический театр. В ее мечтах это должен быть театр, «следящий за всеми новыми течениями европейских литературы и искусства, не отрывающийся притом и от классического репертуара, и от родной литературы и жизни».
Вера Федоровна отвечает отказом на предложения назвать новый театр ее именем, и в афишах значится: «Драматический театр. Дирекция В. Ф. Комиссаржевской».
Открытие театра состоялось 15 сентября 1904 года трагедией Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». 17 сентября 1904 года играли драму «Кукольный дом» норвежского драматурга Генрика Ибсена. В главной роли Норы — Вера Федоровна Комиссаржевская. По воспоминаниям современников, роль Норы стала одной из вершин творчества Комиссаржевской.
В репертуаре театра — «Чайка», «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Бесприданница», «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Авдотьина жизнь», «Номер 13-й» С. А. Найденова, «Строитель Сольнес» Генрика Ибсена. Огромный общественный резонанс имеют «Дети солнца» и «Дачники» Максима Горького. «…Положительно, Драматический театр Комиссаржевской сейчас в Петербурге — самый интересный театр», — читали современники в издании «Санкт-Петербургские ведомости» от 27 ноября 1904 года.
Назначенный на 9 января 1905 года спектакль «Таланты и поклонники» Островского отменяется после расстрела правительственными войсками мирной демонстрации.
Естественно, и репертуар театра, и отмена спектакля в знак протеста не могли остаться незамеченными властями: 18 января 1905 года снимается пьеса Горького «Дачники», назначенный высочайшим приказом после событий 9 января СанктПетербургским генерал-губернатором Дмитрий Федорович Трепов грозит прекратить деятельность театра.
Игнорировать слова Трепова — боевого генерала, раненного в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов, решительного государственного деятеля, известного фразой «при оказании же к тому со стороны толпы сопротивления — холостых залпов не давать и патронов не жалеть», не приходилось.
Общественно-политические события, стачки, перебои с электричеством, уход одного из ведущих артистов театра П. В. Самойлова, вошедшая в практику отмена спектаклей в знак протеста, судебные издержки и финансовые потери из-за снятия с репертуара «Дачников» Горького не способствовали финансовому благополучию театра. За первый сезон в театре было убытков около 15 тысяч, отмечает брат Веры Федоровны режиссер Федор Федорович Комиссаржевский — один из пайщиков, входящих в дирекцию театра. Второй сезон (1905-1906 годы) также закончился с убытками «благодаря революционным дням, отсутствию репертуара и неуверенности в ведении дела», — пишет Комиссаржевский.
Однако все эти проблемы не были основными для Веры Федоровны: театру в целом, по ее мнению, необходимо эстетическое обновление. Неудовлетворенность существующим положением в творческом плане тяготила великую актрису, и в феврале 1906 года она приглашает в свой театр Всеволода Эмильевича Мейерхольда в качестве актера и режиссера.
17 февраля 1906 года Драматический театр выезжает на гастроли, после чего будут созданы самые знаменитые спектакли театра в постановке Мейерхольда. Эта короткая и невероятно насыщенная история режиссерских экспериментов создаст огромное напряжение и вокруг, и внутри театра, которое выльется в отстранение Мейерхольда от работы в ноябре 1907 года. Но произойдет все это уже не здесь, а в доме № 39 по Офицерской (Декабристов) улице в помещении Театра Неметти.
В 1906 году театральные помещения в Пассаже арендуют различные театры: драматическая группа Ольги Васильевны Некрасовой-Колчинской, ежегодно гастролирует московский театр, в 1912 году здесь показана оперетта «Ева», которой дирижировал великий австрийский и венгерский композитор Франц Легар.
С 1913 года театральный зал Пассажа становится постоянной сценической площадкой для частного театра Симона Федоровича Сабурова (выше мы обещали, что встретимся еще с этим именем в данной статье), основу репертуара которого составляют фарсы, легкие комедии с участием самого владельца театра (по отзывам современников, неповторимого комика) и артистов В. Н. Давыдова, Е. М. Грановской, С. Н. Надеждина и других.
После революции 1917-го проводятся соответствующие реформы, и в 1921 году театр «Пассаж» национализируется. Кардинального изменения состава труппы и репертуара новые власти не требуют, театр Сабурова переходит в ведение академических театров — планируется, что на его площадке кроме спектаклей местной труппы будут идти спектакли «молодых сил Академического драматического театра».
И все же в советское время складывается следующая, новая глава в истории этого здания, как, впрочем, и всех других ленинградских театров.
В 1959 году театру присвоено имя Веры Федоровны Комиссаржевской. В память о ней была поставлена пьеса Максима Горького «Дети солнца», что, конечно, вполне соответствовало времени, предпочитавшему имя Горького всем другим именам начала ХХ века. Но СанктПетербург остается городом, в котором историю не «укорачивают», а совсем наоборот — стремятся разглядеть во многих ракурсах, деталях. В Питере на историю хочется обернуться снова и снова. Вот и этот рассказ будет продолжен в следующих номерах.
Автор: Ольга Пивнева
Январь 2016 года