Театральный город

Перекресток

yj:

«Я являюсь приверженцем профессии и культуры»

Интервью с председателем жюри фестиваля «Рождественский парад» заслуженным артистом России Михаилом Морозовым

08_07_01

Каждый год в конце декабря в нашем городе проходит удивительный фестиваль, в самом названии которого есть ощущение праздника, высокой тайны явления на свет, — это «Рождественский парад». Фестиваль существует уже более 20 лет и собирает под свое крыло профессиональные негосударственные театры, театры-студии и театральные объединения, проекты, художественная программа которых отличается от формата традиционного классического театра. В свое время лауреатами фестиваля становились Юрий Бутусов, Григорий Дитятковский, Виктор Крамер, Игорь Ларин, Константин Хабенский и многие другие известнейшие актеры и режиссеры. В 2014 году председателем жюри фестиваля стал Михаил Морозов, заслуженный артист России, актер БДТ, человек разносторонний — помимо большой работы в театре и кино уже более 30 лет создающий и играющий моноспектакли, награжденный медалью Пушкина «За большой вклад в развитие и сохранение русской словесности», а кроме того, уникальный специалист по обучению профессиональной речи.

— Как вам работалось на этом фестивале, учитывая, что вы более четверти века играете на прославленной академической сцене и, по-видимому, являетесь приверженцем классического типа театра?

— Я приверженец профессии и культуры. И культуры в профессии. И это может быть никак не связано с форматом и типом театра — и академический театр, и маленькая камерная театральная студия равно могут быть профессиональны и находиться в контексте и русле культуры либо быть фикцией, мыльным пузырем, не имеющим отношения ни к культуре, ни к профессии.

А что касается фестиваля — мне в голову никогда не могло прийти, что я стану не то что председателем, а просто членом жюри какого-нибудь фестиваля. Потому что я, занимаясь три десятилетия моноспектаклями — сейчас их уже больше десяти, я с ними постоянно езжу по России и за рубеж, — резко отрицательно относился к фестивалям-конкурсам. Ведь есть фестивали-конкурсы, когда жюри определяет, кто лучше, а кто хуже и присуждает какие-то места, и фестивали-смотры, когда люди просто видят спектакли и общаются.

Мне не нравится любая конкуренция, хотя бы потому, что она и так присутствует в жизни, и я не признаю ее в нашей профессии, где критерии, конечно, есть, но они всегда очень неточные, а сегодня во многом просто отсутствуют. Поэтому я и сам не участвовал в таких фестивалях-конкурсах, и не очень одобрительно относился к жюри подобных фестивалей. Но вот мне предложили поучаствовать в работе жюри «Рождественского парада» и я, еще не очень понимая, что это за фестиваль, что это фестиваль-долгожитель, серьезный, хорошо организованный, задумался об этом предложении.

Я был вполне искренен в убеждении, что судить никого не могу, я и по театрам-то ходить не очень люблю — мне больше по душе классическая музыка, архитектура, литература и цирк. Парадоксально, конечно, что я при этом пошел в профессию, но я ведь шел не в зрители, а в артисты.

И вот, несмотря на то что у меня очень плотный график — «драмкружок, кружок по фото…», пришлось все освободить и две недели смотреть каждый день по два спектакля. Я не пожалел об этом ни на секунду. Ни на секунду. Во-первых, очень хорошее жюри. Это критики, высокопрофессиональные люди Анна Константинова, Алексей Пасуев и Евгений Авраменко, это режиссер Александр Савчук, который сам со своими спектаклями не раз становился лауреатом «Рождественского парада». И арт-директор фестиваля Марина Старовойтова. Мы хорошо работали. Надеюсь, в этом году тот же состав и будет. Во-вторых, все это было интересно мне и как зрителю, и как профессионалу. Я получил полезный опыт, и сама идея такого фестиваля вызывает большое уважение. Надеюсь, и от меня была польза. Я не могу как-то всерьез говорить о своей роли «начальника» в этом жюри. Но мне эта роль очень понравилась.

— Вы отнеслись к этой роли как к игре?

— Игра-то игра, но со смыслом. Повторюсь: сама идея фестиваля, его цель и его организация — благородное дело, направленное на поддержку талантливых людей. И какая география — смотрите, это ведь театры из Челябинска, Москвы, из Перми замечательный спектакль приехал кукольный, «Ночь перед Рождеством», театр из Уфы, из города Скопина, из Израиля. И ведь всех, к слову, надо встретить, разместить, накормить — это огромная работа! Так что поклон и благодарность устроителям фестиваля. Далее — мы имели право создавать номинации. Ведь в фестивальной афише спектакли разных жанров — драматические, кукольные, моноспектакли, и если нам нужны были награды, скажем, присуждаемые за актерские работы, мы могли сформулировать название номинации так, как считали необходимым. Один спектакль мы назвали замечательным, другой превосходным, третий — уже не помню… — выдающимся. Во всем этом есть какая-то чистота, ведь денег как таковых не дают, поэтому в номинациях хотелось отметить особенности каждого победителя. А выбрать было из чего.

— Какой из жанров, помимо драматического, вам оказался наиболее близок на этом фестивале?

— Неважно, какой жанр, главное, что в этой россыпи маленьких театров было очень много достойного, живого. Профессионального и культурного. Для меня это очень важно. Потому что, как ни крути, у меня школа-то Кацмана (Аркадий Кацман — легендарный режиссер и театральный педагог, 1922-1984). Речь преподавал Валерий Николаевич Галендеев. А Товстоногов! — это же все в крови. Вкус воспитан ими. И никуда от этого не деться. И все равно все, за что мы дали премии, основано на критериях психологического театра.

Понимаете, чтобы играть принципиально фальшиво, надо для начала знать ноты. Кроме таланта нужны школа, профессия и культура. Много открытий было.

Роскошный спектакль поставил Борис Бирман в «Особняке» — «ПУШКИНПУШКИН». По произведениям Хармса, Зощенко. Изобретательный, смешной. Катя Ионас как там играет замечательно! Гран-при мы дали ей.

Андрей Балашов — такой авторский, даже автобиографический спектакль, называется «Петербургская повесть, или Тень Императора». Дивная работа, Балашов тоже стал лауреатом.

Изумительная работа Галины Карелиной в спектакле «Последний срок» театрального объединения «Ковчег». Потрясающая старуха у нее. Она получила диплом за лучшую драматическую роль.

Я увидел, как прекрасно работает Юрий Томошевский в детской филармонии. Его актеры получили приз «За актерский дуэт».

«Ночь перед Рождеством» театра «Карабаска» из Перми, о котором я упоминал уже. Какая восхитительная там сценография!

Я жду следующего фестиваля. Снега. Праздника. Предчувствия Рождества.