Театральный город

Вокзал истории

Особняк, в котором живет театр

Участок земли, на котором располагается одно из самых красивых, раритетных театральных зданий, выходит с одной стороны на Галерную улицу, а с другой — на Английскую набережную. Его первым владельцем был Артемий Волынский, женатый на Александре Нарышкиной — двоюродной сестре Петра I.

08_12_01

Сам Петр, а за ним все последующие императоры лично утверждали и контролировали создание фасадов зданий на набережных Санкт-Петербурга. Реконструкции фасадов допускались только после письменного утверждения императором.

Характер застройки Английской набережной никогда не менялся. Здесь располагались основные лицевые флигели, не имевшие въездов во дворы. Въезды устраивались с Галерной улицы. На эту улицу выходили служебные флигели, сараи, конюшни и т. п.

Сохранились чертежи, имевшие прямое отношение к земельному участку между Английской набережной и Галерной улицей, распланированному для двора, флигелей, переходов и хозяйственных построек. Важнейшие документы датируются 1827-м, а затем 1868 годом — когда речь пошла о перестройке лицевого флигеля.

В 1880-х годах дома № 33 и 35 по Галерной улице, а также дом № 34 по Английской набережной стали принадлежать Сергею Павловичу фон Дервизу (по иным данным, фон-дер-Визе), который унаследовал от отца — Павла Григорьевича фон Дервиза — огромное состояние, значительно приумноженное последним в ходе череды «операций», связанных со строительством концессионным способом сети железных дорог. 26 января 1857 года император Александр II издал Высочайший указ о создании первой сети железных дорог, а осенью того же года высочайше было разрешено передавать их строительство в руки частных компаний. Павел Григорьевич фон Дервиз одним из первых получил от правительства крупные железнодорожные концессии.

08_12_02

В начале 1880-х правительство с учетом реалий хозяйственной деятельности (казнокрадство, коррупция чиновников и концессионеров) и общественного мнения меняет свои приоритеты в железнодорожной политике: отказывается от концессионной частно-хозяйственной системы и постепенно переходит к строительству за счет казны. Тогда же началось формирование государственного сектора железных дорог на путях возмездной национализации*.

Однако, думается, не стоит обсуждать в этой статье блага участия в строительстве любых дорог на Руси…

В первом (восточном) особняке по Английской набережной поселился сам Сергей Павлович с женой и дочерью, во втором (западном) особняке жила его мать. Новые владельцы, будучи любителями искусства, решили отвести дом № 33 по Галерной улице под устройство театрально-концертного зала для проведения музыкальных вечеров и спектаклей.

Проект реконструкции комплекса домов, расположенных на объединившихся участках, разработал архитектор Петр Павлович Шрейбер. Проект был рассмотрен и утвержден 19 апреля 1885 года. Задачей архитектора стала реконструкция четырех строений и их объединение в архитектурный комплекс. Предусматривалась единая высота, ликвидировались раздельные фронтоны и парапеты. Здания соединялись общим фризом, карнизом и парапетным ограждением, возникал единый фасад. В проектном плане этажа обозначены габариты существующих и ныне Мавританской, Кленовой и Красной гостиных.

Строительные работы планировалось провести по всему комплексу зданий, но особо значимые работы, касающиеся объемно-пространственных изменений и внутренних перепланировок, предстояло выполнить именно в доме № 33 по Галерной улице, где вместо жилых квартир должен был появиться театрально-концертный зал.

08_12_03

Во дворе был создан Зимний сад, под которым соорудили проход во двор дома № 35. Надстроен был поперечный флигель, отделяющий первый двор от второго. Таким образом, изначально двухэтажное здание дома № 33 надстраивается третьим этажом, меняются внутренние объемы, интерьеры, фасад. Производится полная перебивка оконных и дверных проемов, что приводит к изменению месторасположения окон, дверей и въездной арки. На фасаде появляются два больших окна. Особняк вызывает ассоциации с флорентийским палаццо.

После отъезда в 1905 году Сергея Павловича фон Дервиза с семьей в Париж, строениями владел барон Антон Георгиевич Альфтан. Он обратился в Петербургскую городскую управу с просьбой о разделении участков домов № 33 и 35 по Галерной, на что получил согласие. Теперь бывшее владение фон Дервиза могло быть продано по частям, что и произошло. Хозяином дома № 33 стал шталмейстер Высочайшего двора Николай Николаевич Шебеко, а дома № 35 — графиня Елена Владимировна Игнатьева.

Николай Николаевич Шебеко продолжил начатую Сергеем Павловичем фон Дервизом традицию приобщения к общественно-культурной жизни.

***

В театрально-концертном зале работали театральные коллективы: театр «Сказка» (1909-1910 годы), «Дом интермедий» (с 1910 года), «Кривое зеркало» и другие. Здесь собирались члены созданного в 1912 году Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи на свои «Мюссаровские понедельники», названные так по фамилии одного из организаторов. В залах читались лекции, устраивались балы и концерты, в которых участвовали Федор Иванович Шаляпин, Леонид Витальевич Собинов, Айседора Дункан. Работали изобразительные студии.

08_12_04

Театр «Сказка», открывшийся 26 декабря 1909 года, возглавляла Зинаида Васильевна Холмская. В репертуаре театра были пьесы Андерсена, Гофмана, Уайльда, Лохвицкой. Ставил спектакли известный в театральных кругах Рудольф Александрович Унгерн.

«Дом интермедий» открылся 12 октября 1910 года. Он вошел в историю русского театра благодаря постановкам Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В это время великий режиссер служил в Императорском театре и ставил на Александринской и Мариинской сценах. Но он же был необыкновенно популярен под псевдонимом Доктор Дапертутто, позволявшим отчаянно экспериментировать на других площадках не в обиду казенной сцене. О театре «Дом интермедий» Мейерхольд рассказал в своей «Автобиографии». Здесь состоялась постановка пантомимы «Шарф Коломбины» Артура Шницлера. Доктору Дапертутто удалось «дать образец сценического гротеска в манере Калло и в стиле Гофмана». Эксперименты Мейерхольда взрывали и перенастраивали театральное сознание, по сей день они тревожат умы историков и теоретиков театра.

После революции 1917 года в бывшем особняке Сергея Павловича фон Дервиза размещались районный комитет РКП(б), потом районный фабрично-заводской комитет и Союз металлистов. В 1920-1930-х годах в здании находился Эстонский дом просвещения имени В. Э. Кингисеппа. В 1946 году открылся Клуб адмиралтейских судостроителей «Маяк», ставший одним из центров культурной жизни района. Здесь действовали театр-студия, эстрадный оркестр, вокальный ансамбль, клубы по интересам и другие творческие объединения. 15 самодеятельных коллективов насчитывали до 400 человек. В 1980-х годах также работал молодежный театр «Эксперимент».

08_12_05

В эпоху перестройки основная правительственная концепция, которая подразумевала главенство режима трех «С» (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление), пришла в явное противоречие с самодеятельным творчеством граждан. Творческие коллективы, по понятным причинам, один за другим прекращали существование. Помещения особняка сдавались в аренду различным организациям, в том числе под дискотеку.

Долгие годы памятник культуры, истории и архитектуры влачил жалкое существование, чудом сохраняя часть уникальных интерьеров, пока в 1998 году правительство Санкт-Петербурга не приняло решение о передаче памятника федерального значения «Бывший особняк С. П. фон Дервиза» Камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

***

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» основан в 1987 году режиссером-постановщиком Мариинского театра, новатором в режиссерском искусстве, профессиональным музыкантом и режиссером, народным артистом России, лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» Юрием Исааковичем Александровым.

08_12_06

До 1998 года камерная труппа «Санктъ-Петербургъ Опера» не имела собственной постоянной сценической площадки. Особняк фон Дервиза на Галерной улице стал отправной точкой в новой истории уникального творческого коллектива.

В 1999-м, после обрушения части лепнины с потолка театрально-концертного зала, началась подготовка необходимой научно-проектной документации, а в 2000 году в театре приступили к реставрационно-восстановительным работам. В настоящее время работы выполнены и театр успешно функционирует.

Сегодня уникальные исторические интерьеры особняка и особенно театрально-концертного зала по-своему стали «действующими лицами» классических оперных спектаклей.

Большой зал, или Белый театрально-концертный зал, предназначенный для концертов и спектаклей, выполнен в стиле «второго вернувшегося барокко». Он отличается пышностью декора, изобилует лепными украшениями и позолотой.

Проемы поддерживаются кариатидами, которые как бы смотрят на входящих в зал. В угловых закруглениях падуг — парные аллегорические фигуры музыкантов, играющих на арфах и утонченно удлиненных трубах.

08_12_07

Над сценическим порталом — трехфигурная группа, доминанта которой — парящий Гений с высоко поднятой в руках лирой. Зеркала в золоченых рамах, расположенные напротив друг друга между оконными и дверными проемами и в верхних частях дверных арок, расширяют пространство, зрительно увеличивая границы зала. Цветовая гамма интерьера — светлая и золотистая.

Первоначально, по проекту Шрейбера, в качестве аванзала-фойе был создан Зимний сад (по моде того времени). Однако вследствие многочисленных реконструкций и перепланировок — из-за закладки части светового витража и того, что потолок полностью закрыли непрозрачными материалами, — освещенность зала уменьшилась. Зимний сад превратился в подводный Грот. Исторически в интерьере Грота много утрат.

08_12_08

Мавританская гостиная, начинающая анфиладу трех гостиных, сосредоточила красоты и роскошь образа жизни восточных владык. Стены и потолок сплошь покрыты лепниной и резьбой по дереву. Сохранившаяся историческая люстра освещает позолоту, а на фоне рельефов и ярких красок играют блики на колоннах и камине из черного мрамора. Потолок поддерживается балочными перекидками и декорированными консолями, опирающимися на темные колонки, которые стоят на полукруглых столиках, выступающих из плоскостей стен. Уникальные полы из наборного многоцветного паркета коврового рисунка с широким фризом дополняют общий художественный замысел помещения.

Интерьер Кленовой гостиной отличается изысканной элегантностью. Основной материал отделки Предбуфетной, или Кленовой гостиной, — клен и расписной шелк. Элементы декора стен и дверных полотен из клена покрыты тончайшей резьбой, состоящей из бабочек и растительного орнамента.

08_12_09

За Предбуфетной гостиной расположена последняя в анфиладе Буфетная, или Красная гостиная. В ее интерьере сохранились низкие деревянные панели с вставками из дерева и частично из мрамора, пристенные пилоны, покрытые арабесками в стиле ренессанса. Пол выполнен из квадратных плит черного и белого мрамора. Стены и потолок облицованы дубом темных оттенков.

Интерьеры вестибюлей и главной лестницы, выполненные в стиле неоклассицизма, сложились в ходе работ, завершенных в 1909 году по проекту архитектора Александра Павловича Максимова.

Счастливая судьба особняка Сергея Павловича фон Дервиза удивительна. А ведь историко-культурное наследие — основа развития современных мегаполисов. История настраивает, может быть, охраняет нас, обращает к прекрасному. И театр «Санкт-Петербург Опера» — лучшее тому подтверждение.

Автор: Ольга Пивнева,
ноябрь 2015 года


* Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство / В 2-х томах. М., ИМЭМО РАН, 2009.