Театральный город

Проспект премьер

Анонсы выставок

Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» и Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства представляют

Евгения Грандшамп де Ро. «Образы Баядерки»

08_15_01

С 22 ноября 2015 года по 24 января 2016-го в Галерейном флигеле Шереметевского дворца (набережная Фонтанки, 34) пройдет фотовыставка «Образы Баядерки» парижанки Евгении Грандшамп де Ро. Сюжет выставки — впечатления от постановки «Баядерки» 1992 года, последнего хореографического опуса Рудольфа Нуреева на сцене Парижской оперы. Этот спектакль и сегодня идет на сцене с неизменным успехом.

Произведения Грандшамп граничат с абстракцией, передавая движение, не уловимое человеческим глазом, но пойманное объективом. Красота движений танцоров, утонченная хореография, элегантная стройность балета, ощущение магического хода времени — все это запечатлено на снимках Евгении.

Творчество Евгении Грандшамп де Ро соединяет в себе два искусства — танца и фотографии. Танцу она посвятила всю свою жизнь. Как фотограф она сумела запечатлеть танцоров Парижской Опера от Николя Ле Риша до Бенджамина Печа, наряду с Клер-Мари Оста, Орели Дюпон, Жереми Белингар, Элеонорой Абаньято и Алис Ренаван.

В возрасте пяти лет Евгения Грандшамп де Ро пошла на первое занятие по танцам в школу Далькроза в Париже. В пятнадцать она стала первой на французских соревнованиях по фигурному катанию среди юниоров. Учителями юной студентки танцевальных классов были великие балетмейстеры Нора Кисс и Серж Перетти. Она была очарована партией Лиан Дайде в «Спящей красавице» и благодаря Марио Буа стала познавать священное искусство Стравинского и тайну гениальности Нуреева.

Балетные фотографии Евгении Грандшамп де Ро — уникальное выражение ее величайшей страсти: «Я желала запечатлеть сущность танца, движения, увековеченную в разгар его творения». Это то, что она называет «monde-flou» — «мир в расплывшихся очертаниях». «Это вибрирующее, волнообразное королевство души, бытия, музыки, танца, мира грез. Моя работа претерпела влияние пастелей и монотипий Дега. Меня восхищают мечтательный мир этого мастера, его изображение текучести и плавности, его необычайная способность выразить неосязаемое и неуловимое», — говорит она.

Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.», Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства и Государственный Эрмитаж представляют

«Серебро и золото Пиковой дамы»

08_16_01

19 ноября в Шереметевском дворце (набережная Фонтанки, 34) состоялось открытие масштабного выставочного проекта «Серебро и золото Пиковой дамы». Выставка рассказывает об интереснейшей судьбе княгини Натальи Петровны Голицыной, ставшей прообразом роковой Графини из повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», и сценических трактовках этого произведения на оперной и балетной сценах.

Княгиня Наталья Петровна Голицына (17.01.1744 — 20.12.1837), дочь известного дипломата графа Петра Григорьевича Чернышева, принадлежала к числу самых замечательных русских женщин XVIII и XIX столетий. Фрейлина, позднее статс-дама и кавалерственная дама ордена Святой Екатерины Большого креста, она была одной из наиболее влиятельных фигур при дворе четырех монархов — от Екатерины II до Николая I. Колоритный образ независимой, властной и суровой la princesse Moustache («усатой княгини») запечатлен в живописи и графике, мемуаристике и художественной литературе. Общеизвестно, что Наталья Петровна послужила прототипом Графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина.

Выбор места для этой выставки неслучаен. В 1765-1768 годах юная графиня Наталья Чернышева (с 1766 года — княгиня Голицына) бывала в Фонтанном доме у своей подруги фрейлины Анны Петровны Шереметевой, выступила вместе с нею в любительском спектакле по пьесе Детуша, разыгранном здесь в присутствии императрицы Екатерины II. Вместе с Анной Шереметевой Наталья Чернышева участвовала и в знаменитой «Придворной карусели» 1766 года; в этом состязании Шереметева завоевала второй, а Чернышева — первый «прейс». Трагическая смерть Анны Петровны прервала эту дружбу, но через четверть века судьба вновь связала княгиню Голицыну с Шереметевским дворцом: по возвращении осенью 1790 года после длительного пребывания за границей Наталья Петровна поселилась здесь, арендовав Фонтанный дом за 4000 рублей в год.

Доминантами выставки станут комплексы экспонатов, связанных с историей рода княгини Натальи Петровны Голицыной (портрет семьи Чернышевых кисти Д. Людерса и др.), с ее участием в «Придворной карусели» (медаль, завоеванная в этом состязании, и др.), с трагической смертью Анны Шереметевой от оспы (сервиз доктора Т. Димсдейла и др.), с пребыванием Натальи Петровны за рубежом (туалетный прибор Голицыных-Строгановых работы А. Булье и мн. др.), а также с особой ролью, которую княгиня играла при русском дворе (портрет Натальи Петровны Голицыной кисти Б. Ш. Митуара и др.).

Выставка продлится до 14 февраля 2016 года.