Театральный город

yj:

Анонсы премьер

Мариинский театр, Концертный зал

«ОПРИЧНИК»
Премьера — 9 ноября
Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик — Виктор Высоцкий
Художник-постановщик — Юлия Гольцова
Хореограф — Константин Чувашев

08_13_01

Фото Натальи Разиной

«Опричник» вернулся в Мариинский театр после почти 100-летнего отсутствия. Именно этой оперой П. И. Чайковский дебютировал на Мариинской сцене в 1874 году. Композитор сам написал либретто по одноименной трагедии Ивана Лажечникова на исторический сюжет из времен Ивана Грозного. Он приступил к работе после того, как уничтожил «Ундину» и «Воеводу» — свои первые опыты в оперном жанре. И к «Опричнику» Чайковский отнесся критически: «Какое разочарование с самой первой репетиции! Нет движения, нет стиля, нет вдохновения».

Тем не менее на премьере был успех, а в последующие годы опера была поставлена в Москве и на нескольких провинциальных сценах. Но нигде она не задерживалась в репертуаре надолго. И в царские, и в советские времена сюжет о коварстве и жестокости власти с опаской принимали на центральных сценах. Да и оперные шедевры, созданные Чайковским в дальнейшем, цельностью музыкального языка затмили «Опричника».

08_13_02

Фото Натальи Разиной

Но обращение Мариинского театра к этому раннему сочинению Петра Ильича показало, сколько подлинно драгоценных эпизодов таит эта редко исполняемая партитура. Масштаб личной и исторической драмы в новом спектакле поместили в рамки полусценической постановки в условиях Концертного зала, и главным событием премьеры стала музыка в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра.

Михайловский театр

«СНЕГУРОЧКА»
Премьера — 11 ноября
Музыкальный руководитель и дирижер — Дмитрий Юровский
Ассистент дирижера — Игорь Томашевский
Ответственный концертмейстер — Александр Пакуев
Режиссер концертного исполнения — Юлия Прохорова
Режиссер по пластике — Мария Большакова

08_13_03

Всем известная и ставшая классикой опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова создана по мотивам пьесы великого А. Н. Островского. Автор назвал свою пьесу «весенней сказкой». В ней переплелись сказочные, волшебные элементы и колоритный фольклор, настоящие народные обрядовые песни.

Островский высоко оценил музыку Римского-Корсакова: «Я ничего не мог представить более к ней подходящего и так живо выражающего поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а затем неудержимо страстной героини сказки».

«Снегурочка» в Михайловском театре — бенефис заслуженной артистки России Натальи Мироновой. В спектакле также заняты: Софья Файнберг, Мария Литке, Александр Кузнецов и другие.

Театр на Васильевском

«СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА»
Премьера — 21 ноября
Спектакль Олега Сологубова

Пьесу «Спасти камер-юнкера Пушкина» написал израильский драматург Михаил Хейфец, и она стала лауреатом конкурса «Действующие лица». Это парадоксальная история о Михаиле Питунине. В детстве Пушкин становится для него виновником всех бед, частью всеобщей обязаловки, с которой герой не в силах примириться. Но в ходе жизни обнаруживаются иные «контрапункты». Судьбы Пушкина и Питунина перекликаются и внутри них возникают странные пересечения времен.

Действие монтирует эпизоды из жизни Пушкина и современного героя пьесы. Заново возникает цепь трагических событий, приведших к гибели поэта. Возможно ли было спасение? Образы из прошлого и настоящего словно наталкиваются друг на друга, переиначивая реальную жизнь.

В спектакле заняты: з. а. России Артем Цыпин, з. а. России Елена Рахленко, Владимир Бирюков, Наталья Корольская, Татьяна Мишина, Кирилл Тарасов и другие.

Александринский театр

«ДАО»
(Продюсерский центр «КонтАрт» на Новой сцене Александринского театра)
Премьера — 12 ноября

Режиссер — Алексей Янковский

Совместное творчество режиссера Алексея Янковского и драматурга Клима подарило петербуржцам новый авангардный театральный проект.«Дао» — это текст-размышление над древнекитайским философским трактатом «Дао-Дэ Цзин». На сцене этот текст оживает в виде моноспектакля актрисы Галы Самойловой.

Такая литературная основа расширяет театральные возможности, выводя спектакль на линию поэтического, «магического», метафизического театра, что, в принципе, свойственно Новой сцене Александринского театра. А богатый актерский багаж Галы, успешно участвующей в пластических, поэтических и разного рода авангардных постановках, придает происходящему целостную форму полноценного спектакля, ломающего знакомый формат лекции или «читки».

«НОВОЕ ВРЕМЯ»
Премьера — 11, 12 декабря
Режиссер — Марат Гацалов

Новая сцена Александринского театра была создана как площадка для экспериментов, поиска новых форм, театральных образов XXI века.

Еще не утихли споры о «Теллурии» главного режиссера Новой сцены Марата Гацалова, а он уже готовит новую постановку. Премьера с названием «Новое время» заранее представляется программной.

Пьеса молодого петербургского драматурга, сценариста и режиссера Татьяны Рахмановой написана по заказу Новой сцены специально для спектакля Гацалова. Литературный и пластический (хореография Татьяны Гордеевой) тексты спектакля обещают визуализацию смыслов в духе ультрасовременной сцены.

В спектакле заняты известные мастера Александринского театра Николай Мартон, Виктор Смирнов, Аркадий Волгин и Семен Сытник. А вместе с ними на сцену выйдут представители нового поколения — молодые артисты Новой сцены Евгений Антонов, Николай Белин, Ольга Белинская, Ольга Бобкова, Леонид Таранов, Карнелина Шкарина, Софья Шустрова и Алексей Фролов.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СКАЗКИ»
Постановка Ивана Куркина

08_13_04

Спектакли-«бродилки», спектакли-путешествия в последнее время становятся все более популярными. «Маршрут старухи» по Хармсу или международный проект «Remote Петербург» уже нашли своего зрителя. Но это — путешествия для взрослых. Александринский театр открывает дверь в «бродилки» для самых маленьких зрителей.

Цель путешествия — попасть на день рождения сказки. Тут и настоящее приключение, и экскурсия по любимым сказкам, и экскурсия по театру. Экскурсия-игра, требующая живого, эмоционального участия.

В оформлении задействованы мультимедийные технологии и анимационные декорации, созданные на основе произведений прекрасных художников — Рериха, Врубеля, Кустодиева, Бакста. В спектакле звучат классические сказочные тексты и играют прекрасные артисты. Маркер «0+» означает, что спектакль-игра будет понятен даже самым-самым маленьким.

В спектакле заняты: Семен Сытник, Юлия Марченко, Николай Белин, Егор Долгополов, Карнелина Шкарина, Софья Шустрова.

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

«ИГРОК»
Премьера —11 ноября
Режиссер — Роман Мархолиа

08_13_05

Премьера спектакля «Игрок» по мотивам знаменитого романа Ф. М. Достоевского приурочена к 40-летию творческой деятельности в БДТ народной артистки России Светланы Крючковой. Это спектакль-бенефис. Актриса играет одну из самых эксцентричных героинь русской классики — Антониду Васильевну Тарасевичеву, Бабуленьку.

Режиссер Роман Мархолиа построил спектакль на игре. Это и игра воображения, и игра классического текста с современным смыслом, и игровое сочетание жанров. В спектакле есть элементы радиоспектакля, приемы кино, а также нарочитые «архаизмы» из театральной жизни «давно минувших лет». Но сцены из романа остались с оригинальным текстом — в репликах не изменили ни одного слова.

«Игрок» в БДТ — уникальная возможность увидеть, как народная артистка России Светлана Крючкова читает монологи из Достоевского и напевает песни рок-музыкантов. Восторженные отклики критиков и зрителей не заставили себя ждать.

«КРЕЩЁННЫЕ КРЕСТАМИ»
Премьера — 22 октября
Режиссер — Вениамин Фильштинский

08_13_06

«Крещенными крестами» называли политических заключенных, отбывших сроки в знаменитых тюрьмах-крестах, и их детей.

В 2009 году театральный художник Эдуард Кочергин написал книгу под названием «Крещенные крестами». Спустя шесть лет известный петербургский мастер, режиссер и педагог Вениамин Фильштинский перенес этот роман на сцену. «Крещенные крестами» — роман-путешествие. Во многом автобиографическая история рассказывает о детдомовском мальчишке и испытаниях, выпавших ему в жизни.

На Малую сцену БДТ выходят пятеро молодых артистов театра. Они поочередно рассказывают о судьбе мальчика и включаются в его жизнь. Спектакль получился удивительно личный — жизни, судьбы, сердца героев и исполнителей примериваются и прирастают друг к другу.

В спектакле заняты: н. а. России Геннадий Богачев, Руслан Барабанов, Виктор Княжев, Алена Кучкова, Рустам Насыров, Карина Разумовская.

Театр имени Ленсовета

«ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ»
Премьера — 8 декабря
Режиссер — Сергей Филатов

Эрих Мария Ремарк ставится в театре не так часто. Перенести пронзительные и исповедальные истории героев Ремарка на сцену оказывается непросто. Молодой режиссер, недавний выпускник СПбГАТИ Сергей Филатов решается найти театральный ключ к знаменитому роману «Жизнь взаймы». Это его вторая режиссерская работа. Первый спектакль Сергея Филатова — «Хармс» был замечательно принят зрителями.

«Жизнь взаймы» — история любви автогонщика смертельно больной туберкулезом женщины. Мелодраматический сюжет становится размышлением о мире чувств, которыми наполнено каждое мгновение человеческой жизни. Могут ли спасти этот мир даже такие отчаянные герои?

В спектакле заняты: Сергей Перегудов, Антонина Сонина, Григорий Чабан.

«THE DEMONS»
Премьера — 19 декабря
Режиссер — Денис Хуснияров

08_13_07

Театр имени Ленсовета радует театралов обширным планом новых постановок. Среди них особое место занимает спектакль молодого режиссера Дениса Хусниярова по пьесе шведского поэта и драматурга Ларса Нурена «The demons».

Денис Хуснияров принадлежит к новому режиссерскому поколению. Выбор пьесы, действие которой разворачивается в течение одного дня из жизни супругов, обещает сгущенность эмоций и особое внутреннее напряжение. Какие духовные и художественные открытия, какие перспективы, какие выходы предложат авторы спектакля? Так или иначе, ожидается спектакль, в котором Театр имени Ленсовета ищет резонанс с самыми яркими настроениями современной сцены.

В спектакле заняты: н. а. России Анна Алексахина, з. а. России Евгений Стецюк, Олег Андреев, Юстина Вонщик, Роман Кочержевский, Сергей Перегудов, Олег Федоров, Кирилл Фролов.

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

«ЗОЙКИНА КВАРТИРА»
Спектакль Юрия Ядровского

«Зойкина квартира» станет первой премьерой нового театрального сезона Балтийского дома. История этой пьесы началась с того, что в 1925 году Театр имени Е. Б. Вахтангова обратился к Михаилу Булгакову с просьбой написать пьесу. Так на свет появилась «Зойкина квартира», персонажи которой, как показали исследования, списаны с некоторых реально существовавших лиц.

Сюжет прост: главная героиня по имени Зоя решает устроить у себя дома притон под видом швейной мастерской. Ей помогают в этом обаятельный Аметистов — кузен Зои и профессиональный мошенник, а также бывший дворянин и по совместительству бывший возлюбленный Обольянинов. Однако цепочка событий, разворачивающихся в нехорошей, «дьявольской» квартире, приводит к шокирующей и неожиданной развязке…

«Зойкина квартира» — история о добре и зле, об искушениях и соблазнах, одолевающих человека каждый день и каждый час. Сатирическое, узнаваемое приобретает у Булгакова мистический оттенок, переливается красками реального и иного — совершенно особенного авторского мира великого драматурга. Спектакли по пьесам М. А. Булгакова — всегда испытание… как для театра, так и для зрителя.

В спектакле заняты: з. а. России Александр Павельев, з. а. России Анатолий Дубанов, Леонид Алимов, Александр Муравицкий, Наталья Парашкина и другие.

Театр «Мастерская»

«НОСОРОГИ»
Премьера — 25, 26 декабря
Режиссер — Александр Кладько

Знаменитая абсурдистская пьеса Эжена Ионеско в конце декабря войдет в репертуар Театра «Мастерская». История о том, как люди один за другим превращаются в носорогов. Понятие «стадное чувство» приобретает прямое значение. И настоящих людей, способных остаться верными самим себе, с каждым днем становится все меньше и меньше.

Что происходит с миром, в котором бродят стада носорогов и крушат все на своем пути? В воздухе витает страх. Режиссер Александр Кладько поведет речь о духовности или… ее отсутствии, о мире в рамках или… за рамками разумной жизни.

В спектакле заняты: Арсений Семенов, Арина Лыкова, Сергей Агафонов, Алексей Ведерников, Сергей Интяков, Андрей Гаврюшкин, Максим Студеновский, Владимир Кочуров, Владимир Карпов, Алена Артемова, Олег Абалян, Ксения Морозова, Софья Карабулина, Николай Куглянт, Дмитрий Житков.

Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева

«ГОФМАН. ВИДЕНИЯ»
Премьера — 22 декабря
Спектакль Рикардо Марина

В историях Э. Т. А. Гофмана мистическое, ирреальное, атмосфера странной таинственности — все увлекательно, театрально и в то же время глубоко философично.

Для ТЮЗа это не первое обращение к гофмановским сказкам: 20 лет назад здесь шел спектакль «Крошка Цахес», а в сегодняшнем репертуаре продолжает жить «Щелкунчик мастера Дроссельмейера».

Спектакль «Гофман. Видения» поставил режиссер Рикардо Марин, ученик известного в Санкт-Петербурге мастера Григория Козлова. В основе спектакля — повесть «Золотой горшок», на первый взгляд, простая история о неудачливом юноше по имени Ансельм. Вокруг Ансельма возникают разного рода чудеса. Мечтатель и чудак, он бежит в идеальный волшебно-романтический мир, без устали ищет недостижимую красавицу Серпентину. Это своеобразный протест против серых будней, мелочной повседневности, заурядности, слишком обыкновенной жизни.

«Санктъ-Петербургъ Опера»

«ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА»
Премьера — 19 декабря
Спектакль Юрия Александрова

Опера «Искатели жемчуга» стала первым произведением, которое парижский Театр-Лирик заказал композитору Жоржу Бизе, либретто написали Эжен Кормон и Мишель Карре. Опера была создана всего за несколько месяцев. По утверждениям многих знатоков, она ничуть не уступает самым известным операм мира.

Действие происходит на тропическом острове. Зурга и Надир любят одну и ту же девушку Лейлу. Чрезвычайные события происходят внутри любовного треугольника, проверяя чувства на прочность и благородство.

Широко известны арии из оперы — «Au fond du Temple Saint» (мужской дуэт) и «Je crois entendre encore» (ария Надира). Волшебная музыка необыкновенно выразительна и на редкость колоритна.

ТЕАТР «ПРИЮТ КОМЕДИАНТА»

«Старомодная комедия»
Премьера — 5 ноября, 11 октября
Спектакль Александра Исакова

08_13_08

«Старомодная комедия» — знаменитая пьеса Алексея Арбузова, классика советской драматургии, шагнувшая далеко
за пределы истории СССР. Это одно из говорящих названий — трогательная и немного грустная история любви двух пожилых людей. Она аккуратно вырисовывается на фоне обыкновенной жизни, словно при помощи тончайших кисточек.

Все начинается с того, что в санаторий, где Родион Николаевич работает главврачом, приезжает бойкая, немного эксцентричная Лидия Васильевна Жербер, которая не желает мириться с местным скучным порядком и быстро превращается в головную боль для Родиона Николаевича. Она сбегает через окно к морю, читает соседкам по палате стихи по ночам… Но взаимное раздражение сменяется нежным чувством, которое, оказывается, они оба еще способны испытывать. Они не произносят заветного слова «любовь», но их история становится мелодией любви.

Это спектакль для двоих, и на сцене два блистательных артиста, которые не нуждаются в представлении, — н. а. России Эра Зиганшина и н. а. России Сергей Паршин.

Музыкальный театр «Зазеркалье»

«ИОЛАНТА»
Премьера — 1 ноября, 16 декабря
Режиссер — н. а. России Александр Петров

08_13_09

Режиссер Александр Петров берется за оперу «Иоланта» уже четвертый раз. И на этот раз театр обещает особенную, совершенно новую версию.

История о слепой принцессе, не знающей о своей слепоте, и двух рыцарях, связанных с ней любовью и долгом, покоряет сердца зрителей уже второе столетие. Это философская сказка, в которой каждый находит близкий себе смысл.

П. И. Чайковский написал «Иоланту» незадолго до смерти. Грустная и светлая лирическая опера — послание композитора миру. В этом послании заключен секрет, ведущий путями познания главных истин бытия не только принцессу Иоланту, но и всех нас — зрителей и слушателей.