Перекресток
Второй «БТК-ФЕСТ», Фестиваль актуальных кукол
Второй фестиваль всегда труднее первого. Придумать название, сочинить концепцию, собрать первую программу неизменно проще, чем не уронить планку первого успеха. Ведь вслед за зрительским любопытством к новизне обязательно приходит искушенность и требовательность. А сравнивать уже есть с чем…
В начале прошлой осени на площадках Большого театра кукол прошел первый Фестиваль актуальных кукол. Не просто прошел, но состоялся и как культурное событие, и как театральный праздник для вполне широкой аудитории. В программе нашлось место и детским, и несомненно «взрослым» спектаклям, и филигранному мастерству, и студийным экспериментам, и традиции, и авангарду.
По словам арт-директора фестиваля, театроведа, критика, режиссера и педагога Анны Ивановой-Брашинской, афиша первого «БТК-ФЕСТ» была составлена как принципиально «экспортная» (Бельгия, Литва, Беларусь и т.д.). Организаторы видели свою задачу в представлении наиболее широкого контекста традиционных форм театра кукол. Поэтому здесь появился, например, современный балет «Двойная экспозиция» из Южной Кореи, где в помощь хореографу привлечены приемы театра теней, пластмассовые маски и парикмахерские манекены-головы. Или «Вариация 1» – медитативно-непредсказуемая игра с деревянным конструктором, из которого актриса-перформер складывала целый небоскреб…
Симптоматично, что на фоне всех возможных странностей хедлайнерами у независимой публики и профессионалов стали вполне неавангардный английский «Стол» и более чем традиционный «Пульчинелла ди маре» из Италии. В первом команда из трех артистов (Blind Summit Theatre) лихо оживляла всего лишь одного кукольного стенд-ап-комика с крупной бородатой головой из крафтового картона и холщовым тельцем. Во втором – итальянец Гаспаре Назуто в одиночку, но не менее лихо, управлялся с Пульчинеллой (родственником Петрушки) и всей его свитой. В том и другом случае зрители увидели высочайший уровень мастерства и высочайший артистизм, то есть получили самое чистое удовольствие, возможное только при условии соучастия в поистине театральной игре.
А еще была обширная офф-программа… И, как уже отмечено ранее, конкурировать со столь мощными впечатлениями участникам последующих фестивалей будет заведомо непросто.
Тут нельзя не заметить, что концепция «БТК-ФЕСТ» не включает в себя преобладающий в российской практике «отчетно-конкурсный» принцип. Говоря по справедливости, этот принцип не плох и не хорош, к тому же не исключает выполнения главной задачи любого театрального форума – на коллег посмотреть и себя показать. Но организаторами FEST в БТК задуман любопытный двухгодичный цикл, преследующий масштабные просветительские и коммуникационные цели – чередовать «экспортную» программу с отечественным must see для иностранных продюсеров. Приезжая к нам, зарубежные гости часто чувствуют себя растерянными, оказавшись вне мирового кукольного пространства, проникнутого огромным количеством налаженных связей, которые российского региона почти не касаются. Разумеется, петербургская публика получит свой законный бонус от знакомства с художественным продуктом высшего качества, собранным на отечественных кукольных нивах.
Как рассказала та же Анна Иванова-Брашинская, имеющая многолетний опыт участия в европейских продюсерских форумах, «российский театр кукол там показывается просто чудовищно бедно. Все понимают, что ездить по странам за премьерами ни у кого нет возможности. А посетить фестиваль, в котором спектакли уже как-то собраны, может себе позволить любой профессионал… Поэтому хочется раз в два года собрать продюсеров из Европы, показать им и питерские театры кукольной формации, и кого-то из других городов пригласить. Так, чтобы они смогли увидеть потенциальных участников своей будущей программы. Сейчас до них из России только слухи доходят. А хочется открыть или хотя бы приоткрыть окно в Европу, чтобы если не свежий воздух, то хотя бы сквозняк был!»
Наша беседа состоялась чуть больше года назад, сразу после завершения первого «БТК-ФЕСТ». И вот в руках – афиша второго, на вид весьма представительная: здесь и громкие имена, и нашумевшие, титулованные названия: «Дон Жуан в Венеции» (Архангельский театр кукол, режиссер Дмитрий Лохов), «Убить Кароля» (Пензенский областной театр «Кукольный дом», режиссер Владимир Бирюков), «Снеговик» (московский Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова, режиссер Борис Константинов) и т.д. Прибудет и самый награждаемый из российских – театр «Тень» (Москва) со своими «микроспектаклями» в микроавтобусе. Чрезвычайно интригует грядущая встреча со спектаклем «Ленинградка» (постановка в петербургском «Карлсон-Хаусе» некогда вызвала немало споров, получила «Золотую Маску», а спустя несколько лет обрела новую жизнь в ГАЦТК). В лекционной программе заявлено участие таких знаковых для кукольного и примыкающего к нему мира анимационного кино имен, как Анна Некрылова и Дина Годер. Состоятся круглые столы для критиков и продюсеров. Последние два пункта, конечно, – радость для профессионалов.
Но главное – зрители, которые получают уникальную возможность охватить современный театр кукол так широко, увидеть его таким многоликим и многогранным, что будет о чем размышлять в ожидании следующей встречи. Хорошо бы такие программы стали традицией театрального Петербурга!
Автор: Анна Константинова