Премьеры осени
Мариинский театр
«ПРОБУЖДЕНИЕ ФЛОРЫ»
Премьера — 5 ноября
На рубеже 1990-2000-х балет Мариинского театра был активно занят реконструкциями старинных спектаклей — по сохранившимся в Гарвардской библиотеке бумажным записям балетов Мариуса Петипа хореограф Сергей Вихарев восстанавливал дореволюционные шедевры. «Пробуждение Флоры» вслед за первоначальными редакциями «Спящей красавицы» и «Баядерки» стало третьим опытом пробуждения балетного антиквариата. Достали с дальних полок незатейливое либретто, основанное на античном мифе о любви ласкового ветра Зефира и покровительницы садов и растений Флоры, по сохранившимся эскизам и фотографиям восстановили костюмы и декорации, оркестр разучил забытую партитуру Риккардо Дриго, а танцовщики — расшифрованный по записям весьма затейливый хореографический текст.
«Пробуждение Флоры» в 1894 году было поставлено Мариусом Петипа и Львом Ивановым ко дню великокняжеской свадьбы — балетом развлекали гостей. А после на сцене Мариинского театра в этом сочинении блистали едва ли не все именитые мастера императорской сцены. На мастерство артистов начала ХХI века было рассчитано возобновление 2007 года. Но сменилось руководство балетной труппы Мариинского, и постепенно все реконструкции сошли со сцены. Эстафету обращения к истории подхватили другие театры страны и мира — кто только ни обнаруживал свой взгляд на историческое балетное прошлое, интерпретируя значки, в конце позапрошлого века использованные для записи репертуарных спектаклей Мариинского. Поиск аутентичности, освобождение постановок от позднейших переделок стали актуальными. Зачастую прочтение одного и того же текста разными интерпретаторами заметно различается. Но это штудии для специалистов, а зрителей в Мариинском театре снова ждут щедро костюмированные классические танцы с пантомимными речами, крахмальными крыльями Амуров, живым козлом и прочими забавными нелепостями старинных придворных балетов — «Пробуждение Флоры», третье рожденье.
Театр имени Ленсовета
«ПИКНИК С АЛИСОЙ»
Премьера — 4 ноября
Режиссер — Юрий Васильев
В последнее время театр все чаще обращается к Льюису Кэрроллу. И это неудивительно: в его произведениях столько загадок, метафор, превращений — такой простор для фантазии! Вот и в Театре имени Ленсовета появился моноспектакль Алены Барковой — сценическая интерпретация «Алисы в Стране чудес».
Причудливый фантастический мир возникает не сразу, а как бы случайно — из рассказов англоговорящего гида. Детская сказка, которую так любят взрослые, упоминается как национальное достояние и тут же оживает, оставляя в стороне историю экскурсовода и экскурсию по Англии.
Двуязычное повествование (актриса легко переходит с английского на русский и наоборот) иллюстрирует двоемирие Кэрролла. Невероятные обстоятельства, нелогичные сюжеты — Страна чудес!
Алена Баркова — и английская мисс, и любопытная Алиса. Знакомые всем Кролик, Чеширский кот, Мартовский заяц — все оказываются «в средствах» актрисы.
Помимо наслаждения любимой с детства сказкой про путешествия Алисы в мире грез, зритель получит урок английского языка и культуры, завуалированный в театральном представлении. Учиться никогда не поздно, как никогда не поздно верить в чудеса и быть счастливым, уверяют создатели спектакля.
Молодежный театр на Фонтанке
«ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ НАПОЛЕОНА»
Премьера — 21 и 22 ноября
Режиссер — Михаил Черняк
Спектакль по яркой чешской комедии Иржи Губача в Молодежном театре на Фонтанке — петербургская премьера пьесы «Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка». Московские театры уже успели с ней поработать, очередь за Петербургом.
Место действия — остров Святой Елены, главный герой — Наполеон Бонапарт. Речь идет о днях изоляции великого полководца. Его спокойствие нарушает ворвавшаяся простолюдинка, которая требует денежной компенсации за убитого мужа. Но, сама того не желая, она добивается куда более высокой цели. От нее Бонапарт узнает о тяготах жизни простых смертных — женщина буквально открывает ему глаза на мир, который, как ему казалось, он так хорошо знает.
В главных ролях в спектакле заняты заслуженные артисты России Дарья Юргенс и Михаил Черняк.
Театр имени В. Ф. Комиссаржевской
«ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ»
Премьера — 28 ноября
Спектакль Александра Баргмана
«Дом, который построил Свифт» — это мир знаменитого и загадочного писателя-сатирика Джонатана Свифта, автора всем известных «Путешествий Гулливера». Его дом населяют разнообразные существа, персонажи его же собственных произведений — это и лилипуты, и великаны, и йеху (уродливые человекоподобные создания), и гуигнгнмы (разумные лошади).
Что же здесь реальность, а что — фантазия, щедрая на неистощимые выдумки? Дом Свифта и есть обитель чистой фантазии. Психиатру доктору Симпсону предстоит пережить множество удивительных событий, прежде чем он поймет, что же происходит в доме, который построил Свифт…
В спектакле заняты: народные артисты России Георгий Корольчук, Борис Соколов, заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Владимир Богданов, Александр Большаков, Сергей Бызгу, Александр Вонтов, Анатолий Горин, Евгений Иванов, Евгения Игумнова, артисты Геннадий Алимпиев, Александр Анисимов, Егор Бакулин, Иван Батарев, Анна Вартанян, Иван Васильев, Александр Ганелин, Владимир Крылов, Денис Пьянов, Варвара Репецкая, Варя Светлова, Полина Шустарева.
Театр «Мастерская»
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
Премьера — 16 октября
Режиссеры — Максим Диденко, Дмитрий Егоров
Трудно предположить, что побуждает молодой театр, молодых артистов, молодых режиссеров взяться за произведение, которое хорошо знакомо каждому бывшему советскому школьнику.
Максим Диденко и Дмитрий Егоров — когда-то однокурсники, ученики Григория Козлова, а сейчас уже по-своему известные режиссеры, имеют репутацию людей, к чьим художественным высказываниям есть смысл и прислушиваться, и приглядываться. Этот режиссерский дуэт заставляет ждать и острого пластического рисунка, и эмоциональной экспрессии, и серьезного проникновения в душу человека.
Большой театр кукол
«ТЕТРАДЬ ТОМА КЕНТИ»
Режиссер — Яна Тумина
«Тетрадь Тома Кенти» — спектакль по сказке «Принц и нищий», переработанной и адаптированной под наши реалии. С этим материалом в прошлом году работала Яна Тумина со своими студентами выпускного курса СПб ГАТИ. Студенты-кукольники русско-монгольского курса посмотрели на текст по-своему. В результате получилось «трешевое», ультрасовременное, молодежное, но при этом очень глубокое и тонкое высказывание об остросоциальном — о ненужных детях. Они собрали всех — инвалидов, нищих, бездомных, детей из неблагополучных семей, фриков, представителей субкультур, просто детей улиц. И эта палитра негативных красок из жизней маленьких человечков, на которых поставлено несмываемое клеймо, поражает и своей причудливой формой, и своей реальностью.
В 2014-м курс Яны Туминой сдал госэкзамены и покинул стены академии. Кто-то остался в Петербурге, кто-то подался в Москву, кто-то вернулся на родину — в Монголию. Как ни возмущалась театральная общественность, успевшая за короткий срок влюбиться в спектакль, но его сняли с репертуара за отсутствием артистов. И вот в новом сезоне в афише БТК снова красуется название «Тетрадь Тома Кенти». Спектакль возвращается в родные стены — в фойе Большого театра кукол — и снова будет радовать зрителей своей чувственностью и искренностью.
Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
«СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ»
Премьера — 24 октября
Спектакль Юрия Александрова
«Сельская честь» — известная опера итальянского композитора Пьетро Масканьи, написанная в 1890 году для конкурса одноактных опер и ставшая одним из самых знаменитых произведений веризма (реалистического направления в итальянском искусстве).
Это в чем-то обыкновенная, но в чем-то, как всегда, непредсказуемая и воистину трагическая история влюбленных. Уходя служить солдатом, Турриду клянется своей возлюбленной Лоле, что, когда он вернется, они будут жить вместе. Однако вернувшись, он обнаружил, что Лола замужем за другим, и признался в любви Сантуцце. Но чувство к Лоле не умирает, оно оказывается сильнее Турриду, и он сгорает от страсти. Понятие чести теряет определенность и, что самое главное, становится неважным. Герои страдают от предательства, обид и запретной любви, которая в итоге никому не приносит счастья.
Мягкие и нежные музыкальные мотивы (действие происходит в сельской местности на Пасху) контрастируют с жестокой чувственной драмой. Оскорбленный муж Лолы Альфио клянется отомстить, а молодой солдат Турриду без колебаний принимает вызов.
Это произведение завораживает красотой и находит отклик в сердцах множества людей с далекого 1890 года. В «Санктъ-Петербургъ Опера» «Сельская честь» ставится впервые, исполняется на итальянском языке.
Театр «Приют комедианта»
«СТАРОМОДНАЯ КОМЕДИЯ»
Премьера — 29 октября
Спектакль Александра Исакова
«Старомодная комедия» — знаменитая пьеса Алексея Арбузова, классика советской драматургии, шагнувшая далеко за пределы истории СССР. Это одно из говорящих названий — трогательная и немного грустная история любви двух пожилых людей. Она аккуратно вырисовывается на фоне обыкновенной жизни, словно при помощи тончайших кисточек.
Все начинается с того, что в санаторий, где Родион Николаевич работает главврачом, приезжает бойкая, немного эксцентричная Лидия Васильевна Жербер, которая не желает мириться с местным скучным порядком и быстро превращается в головную боль для Родиона Николаевича. Она сбегает через окно к морю, читает соседкам по палате стихи по ночам… Но взаимное раздражение сменяется нежным чувством, которое, оказывается, они оба еще способны испытывать. Они не произносят заветного слова «любовь», но их история становится мелодией любви.
Это спектакль для двоих, и на сцене два блистательных артиста, которые не нуждаются в представлении, — н. а. России Эра Зиганшина и н. а. России Сергей Паршин.
Театр на Васильевском
«КАМЕНЬ»
Премьера — 24 октября
Спектакль Дениса Хусниярова
«Камень» — это пьеса, написанная немецким драматургом Мариусом фон Майенбургом и охватывающая один из самых горьких периодов в истории человечества.
В далеком 1935 году Вита заставляет своего мужа заполучить дом еврейской семьи, а хозяев отдать в руки фашистов. Впоследствии для своей внучки Ханны она придумывает сказку, согласно которой ее дед был героем, который дал евреям деньги и возможность бежать, а сам поселился в их доме. Но страшное прошлое нельзя обмануть — в конце концов правда всплывает. Тогда происходит обрушение — рушатся идеалы и легенды, создаваемые много лет. Камень лжи был брошен в воду давным-давно, но круги на ее поверхности идут до сих пор.
В спектакле заняты: з. а. России Илона Бродская, з. а. России Надежда Живодерова, Давид Бродский, Любовь Макеева, Мария Щекотурова, Ульяна Чекменева.