Театральный город

Вокзал истории

Божественная Майя

7_07_01

Мода и танец нашли друг друга в начале ХХ века, когда после шумных успехов балетов дягилевской труппы гардеробы парижских модниц пополнялись нарядами, варьировавшими темы полюбившихся спектаклей. Со времен Дягилева началось и сотрудничество кутюрье с балетом. Коко Шанель создавала костюмы для дягилевских премьер, с тех пор многие знаменитости из мира моды следовали ее примеру. А балерины, в свою очередь, выходили на подиум. Так было на Западе. А в СССР балет с модой связывало только одно имя — Майи Плисецкой. Ей, русской музе французского кутюрье Пьера Кардена, посвящена открытая в Шереметевском дворце выставка «Божественная Майя». Эта выставка задумывалась к 90-летию балерины, готовилась при активном участии самой Майи Михайловны, а получилась — данью памяти…

Но божественная Майя присутствует в выставочном пространстве: в одном зале она демонстрирует на подиуме моды 1970-го, в другом — танцует на экране «Болеро», в третьем — легкая тень видеопроекции напоминает атмосферу ее чеховских балетов. Мгновения, запечатленные на фотографиях, завораживают совершенством позы и чувством стиля.

Сегодня ее пронзительный танец уже стал легендой. Поверить в его реальность помогают представленные на выставке сценические костюмы Плисецкой, сшитые для нее Пьером Карденом. Платья для Анны Сергеевны из чеховской «Дамы с собачкой», Анны Карениной, Нины Заречной — легкие, летящие, из тончайших тканей, очевидно, удобные для танца — отвечали исторической эпохе и были образцом вкуса. Майя Михайловна доверяла Кардену настолько, что сшитые во Франции костюмы прибывали в Москву лишь накануне премьер.

Представлено на выставке и знаменитое черное с треном платье от Кардена с эффектным зеленым поясом, в котором Плисецкая, уже не танцевавшая, царственно выходила на сцену. Вдохновленные обаянием личности Плисецкой (балерину и кутюрье связывали 35 лет дружбы) наряды Кардена подчеркивали исключительность Майи Михайловны на сцене и в жизни. А она своей энергией и внутренней свободой заставляла ткани играть, наполняла жизнью придуманные Карденом силуэты.

Еще одна часть выставки — платья современных петербургских дизайнеров, вдохновленных Плисецкой-легендой. Большинство современных авторов-модельеров не видели ее танца на сцене и, пожалуй, только единицы были знакомы с ней лично. Идеи платьев им дал миф, известные роли балерины — оттого и возникли в их творениях лебединые перья как элемент декора, сочетание красного и черного цветов как напоминание о Кармен, а-ля античные туники, представляющие Айседору. А в авторских комментариях к моделям подчас звучат дежурные слова о «неповторимой и выдающейся». Нет смысла гадать, надела ли бы эти платья Майя Михайловна. Интересно другое. Выставка не стала исключительно мемориалом — в ней звучит голос сегодняшнего дня, голос современности, которую всегда так ценила Майя Михайловна.

Автор: Ольга Макарова

Выставка «Божественная Майя»
2 октября — 8 ноября 2015 года
Адрес: набережная реки Фонтанки, 34. Шереметевский дворец
Режим работы: четверг — понедельник 11:00-19:00, среда — 13:00-21:00