Театральный город

Вокзал истории

Старинные заметки

"Между позорищными играми надлежит также и щитать и кукольныя игры, в которых представления не живыми персонами, но куклами делаются. Такие куклы толь искусно делаются, что все их члены тонкими проволоками как кому угодно обращать можно, и таким способом оным все движения человеческого тела изображаются. Хотя речи помянутых кукол ото скрытых позади театра людей произносятся, однакож ради нарочитаго отдаления смотрителя оное насилу приметить можно. Сего ради ежели такия кукольныя игры в наибольшем совершенстве показаны быть могут, то нельзя в том не признаться, что они великое удовольствие и удивление в смотрителях произведут, хотя оно и не таково будет, каково в обыкновенных позорищных играх случается. К тому ж такими куклами многия действия показать можно, к которым живыя персоны весьма неспособны. Например, можно ими удивительнейшие образы людей, редко виданные уроды, смертельные убийства и другия сим подобныя вещи очень легко изъявлять, чтоб живыми людьми не без великого труда в действо производить надлежало.

К тому ж художество и способность чрез которую такими бездушными фигурами естество вещи толь исправно показывается, смотрителя в немалое удивление приводит, и само собою смотрения уже достойно есть.

Иные подражания позорищным играм делаются одною только тенью, которыя в темной камере на намазанную маслом бумагу наводится. И хотя таким способом показанныя фигуры ничего не говорят, однакож от знаков и других показаний познавается, что оные знаменуют. Сею тенью изображаются многия зело дивные виды и их применения, что в других позорищных играх не так хорошо учиняться может.

Таковыя немыя представления делаются иногда и живыми персонами, причем всю историю такожде от знаков и телесных движений познать можно. Но в таких позорищных играх искусные танцы и изрядная музыка есть главнейшее дело, которое того достойно, чтоб оное смотрели.

Как от данных от Аристотеля и Горация правил о позорищных играх так и от оставшихся после греков и римлян изрядных примеров французские описатели комедии и трагедии три главныя и основательныя правила положили, которыя в сочинении всех позорищных игор примечать надлежит. […]

Еще худшие комедианты то там, то инде скитаются, а особливо часто по ярмонкам волочатся, где подлый народ их непорядочными представлениями забавляется…"

«О позорищных играх или комедиях и трагедиях». «Примечаний на Санкт-Петербургские ведомости». 1733. 4 июня. № 45. С.179-184.

***

«27 декабря, в среду, в Филармоническом зале у Казанского моста, механическим кабинетом г-жи Пратте будет представлена: „Дон Жуан, или Каменный гость“, героическая драмма с превращениями в 3 действиях. Превращения будут следующие: 1. Яблонь превратится в эпитафию, а сия в тень Дон Педроса, на коне сидящего, а оный в дуб; 2. стол, на котором стоит горящая свеча, превратится в тень Дон Педра, а потом в надгробный камень; 3. деревенский мальчик танцуя, выйдет на театр с корзинкою на спине, из которой выпрыгнут маленькие девочки, потом явится Царица ночи, которая превратится в дракона, пожрет девочек. Крестьянский мальчик превратится потом в чародея, который сядет на дракона и улетит. В заключение всего явится на театре дама, из платья которой будут выпрыгивать дети, танцуя pas de deux. Цена местам: (см. выше). Начало в 6 часов. Билеты можно получить в Филармоническом зале».

(Объявление) СПБв, 1816, № 103, 26 дек., с.1023.