Вокзал истории
Старинные заметки
31-го августа последовало открытие Александринского театр. Сей новый храм изящных искусств воздвигнут на Невском проспекте, между небольшим садом собственного Его Императорского Величества дворца1 и зданием Императорской Публичной Библиотеки, вправо позади того места, где находился Малый театр. Сие огромное, изящное, величественное здание построено архитектором Росси.
Зала вмещает в себя пять ярусов лож, кроме бенуаров. Кресел числом 242, расположенных в девяти рядах. Позади кресел возвышаются амфитеатром, до лож первого яруса, так называемые места за креслами (числом 182), нумерованные скамьи, для зрителей и слушателей весьма удобные. Императорская ложа, насупротив сцены, украшенная великолепно, синими бархатными подзорами с золотою бахромою и кистями, не отделяется от соседственных лож 1-го яруса ни стенами, ни колоннами, и Царская Фамилия в точном смысле находится в кругу публики. Таким же образом украшены боковые ложи подле сцены: с левой стороны — для Государя Императора, с правой — для Министра Императорского Двора. Прочие ложи всех ярусов построены в виде галереи, без простенков, без колонн, которые заслоняли бы сцену и залу. Парапеты и стены лож покрыты позолоченными орнаментами.
На потолке изображены Олимп и Парнас искусным живописцем Виги. Сцена открытая, просторная, шире сцены Большого театра, но глубиною уступает сей последней. Передняя завеса показалась нам несоответствующею великолепию и блеску залы: она бледна и бесхарактерна, как газетная проза. По первому опыту кажется, что в зале слышно очень хорошо; не знаем, как слышно из лож разных ярусов. Дамы об этом еще не говорили, они жалуются только, что входы в ложи очень неудобны: должно протесняться в каждую ложу длинным коридором, который не шире иного дамского рукава. Но где в мире совершенство! Мы помним, как при открытии Малого театра жаловались на колонны и простенки, коими разделялись ложи, потом к этому привыкли и наконец утверждали, что это хорошо и иначе быть не должно, ибо в этих отдельных ложах всяк сидит, как будто дома!
Представления открылись трагедиею «Пожарский» и «Испанским дивертисментом», т. е. разными испанскими танцами. Театр был наполнен до верху лучшею публикою. Блеск мундиров русских и иностранных, изящные и миловидные наряды дам, при ярком освещении очаровательной красотою и свежестью залы, представляли прекраснейшую картину. В четверть осьмого часа радостный шепот зрителей возвестил о прибытии Августейших Посетителей. Государь Император, Государыня Императрица, Наследник Престола Цесаревич Великий Князь Александр Николаевич, Великий Князь Михаил Павлович, Великия Княжны Мария Николаевна и Ольга Николаевна, окруженные блистательною свитою придворных особ обоего пола, изволили вступить в большую Императорскую ложу насупротив сцены и, с благосклонностию приветствуя восхищенную их лицезрением публику, заняли места свои.
После громкой национальной увертюры (из оперы «Иван Сусанин») поднялась завеса — и окрестности Москвы, изображенные искусною рукою Гропиуса, представились зрителям. Актеры играли в сей день с необыкновенным жаром и искусством. Как величествен и прекрасен был Каратыгин в роли бессмертного освободителя отечества! С какою убедительностию и силою выражал он чувствования и помыслы верного русского вождя и гражданина, преданного Богу и Царю! Госпожа Каратыгина с большим чувством сыграла сцены, в которых любовь к отечеству берет верх над любовью к мужу и сыну. Стихи:
«Несчастный! Научись жен робких по примеру,
Как Русский чтит Царя, Отечество и Веру!»
извлекли у публики громкие единодушные рукоплескания. С таким же восторгом были приняты стихи, в которых Пожарский обрекает на жертву Москву для спасения России2, и те, которыми убеждает россиян в святости Царского сана и в обязанности их, для блага отечества, возвести из трона отрасль Дома Романовых. Рукоплескания неоднократно прерывали слова действующего и с новым громом повторялись несколько раз. Государь Император, Государыня Императрица и Великий Князь Михаил Павлович во время 2-го и 3-го действий трагедии изволили находиться в боковой Императорской ложе, а на балет возвратились в среднюю. По окончании балета, в коем участвовали лучшие танцовщики и танцовщицы, Августейшие Посетители удалились, удостоив вновь публику милостивым приветствием.
Б. а. Петербургский театр // Северная пчела. 1832. 7 сент. № 207.
1 Так называемого Аничковского.
2 Стихи сии, прямо излившиеся из русского сердца, подтверждают древнее наименование поэтов прорицателями (vates). Трагедия сия представлена первый раз в 1807 году, но автор оной (М. В. Крюковский) не дожил до исполнения своих пророчественных слов: он умер в 1811 году.