Проспект премьер
Под светом софитов
Начался очередной театральный сезон. За прошедший сезон репертуар петербургских драматических театров пополнился несколькими десятками названий. Что выбрать для просмотра из недавних премьер в первую очередь? Какие спектакли будут пользоваться наибольшим зрительским спросом? Какие театры сегодня находятся в лучшей творческой форме? На эти, казалось бы, непростые вопросы уже ответили эксперты единственной общегородской театральной премии «Золотой софит», озвучившие на днях список номинантов этого года. Эксперты — люди опытные и ученые, с разными взглядами и вкусами, а следовательно, если на чем-то они сошлись, то к ним явно стоит прислушаться. Поэтому попытаемся посмотреть на итоги прошедшего сезона сквозь призму «Золотого софита».
Если произвести простые арифметические вычисления на основе «Софитовских» номинационных списков, то выяснится, что наиболее ярко в прошлом сезоне проявил себя Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова под руководством Андрея Могучего. Спектакли БДТ и его актеры упомянуты в десяти номинациях — своеобразный рекорд последних лет существования премии! Наибольший успех сопутствовал спектаклю Анджея Бубеня «Из жизни марионеток», получившему шесть номинаций: за лучшую женскую роль (Ольга Белинская — Катарина Эгерман), за лучшую мужскую роль (Дмитрий Воробьев — Петер Эгерман), за лучшую роль второго плана (Александр Кудренко — Тим), за лучшую работу художника — Олег Головко, за лучшую режиссуру — Анджей Бубень и, наконец, сам спектакль номинируется как лучший спектакль малой сцены. История кризиса среднего возраста вполне благополучных, казалось бы, людей, взятая из хрестоматийного фильма Ингмара Бергмана, рассказана, как это умеет делать Бубень, внятно, негромко и с огромной актерской искренностью. Правда, правда, и ничего кроме правды — в товстоноговских стенах этот лозунг звучит вполне оправданно.
У Бубеня это делать получалось в разных театрах. Среди номинантов «Золотого софита», кроме его работы в БДТ, значится и поставленный им в «Балтийском доме» спектакль по повести Людмилы Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье» — трогательный, точный в деталях и убедительный по атмосфере. Он также будет соревноваться на звание лучшего спектакля малой сцены — Бубень, так сказать, против Бубеня! В любом случае, Анджея уже можно поздравить как одного из персональных победителей прошлого сезона, даже если ни одна из статуэток «Софита» не окажется в его руках.
Парадоксально, что оставшиеся четыре номинации БДТ получил спектакль противоположного толка — вольная, очень вольная, немыслимо вольная интерпретация режиссером Андрием Жолдаком «Слуги двух господ» Гольдони под столь же немыслимо вольным названием «ZHOLDAK DREAMS: похитители чувств». Самый скандальный режиссер Европы (по его собственному уверению) не пожалел ни Гольдони, ни себя, ни артистов, ни зрителей и создал ни на что не похожее и тем самым абсолютно завораживающее сюрреалистическое действо, в котором руины комедии Гольдони заполонили инопланетяне, зомби, герои комиксов и просто глюки — головокружительное зрелище! «Софитовские» эксперты оказались людьми с крепкими нервами и номинировали на лучшую роль второго плана Александру Магелатову (Черный ангел), дуэт Андрея Аршинникова (Пантолоне) и Максима Бравцова (Доктор Ломбарди), самого господина Жолдака как лучшего режиссера и весь этот dreams как лучший спектакль большой сцены. Вот так!!!
Почему-то из целой обоймы появившихся в прошлом сезоне в БДТ спектаклей эксперты заметили только два. Мне кажется, напрасно оставлена без внимания постановка самого художественного руководителя БДТ Андрея Могучего «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева. Даже если кому-то показалось, что режиссура Могучего в данном случае слишком по-европейски рациональна, то не отметить блестящие актерские работы Марины Игнатовой, Елены Поповой, Василия Реутова, Валерия Дегтяря, Дмитрия Воробьева и группы молодых артистов было несправедливо. Может, просто в театр не попали? Остался без внимания экспертов и «Человек» Томи Янежича — хоть и далекий от совершенства, но столь важный на сегодня спектакль, что этический приговор показался бы мне справедливее эстетического. Еще добавим обласканного «Золотой маской» «Когда я снова стану маленьким» Евгения Ибрагимова — вышедшего в предшествующем сезоне, но славу завоевавшего в течение прошлого, а также многочисленные проекты театрального и нетеатрального толка, начиная с «Remote Петербург», — все это с очевидностью свидетельствует, что Большой драматический сегодня является главным центром театрального движения города.
Следующим по количеству номинаций на «Софит» в этом году стал возглавляемый Юрием Бутусовым Театр имени Ленсовета. Спектакль с необычайно точным названием «Город. Женитьба. Гоголь» — поэтическая петербургская фантазия — претендует на четыре награды: Анна Ковальчук в роли Агафьи Тихоновны как лучшая актриса, блистательное трио Сергей Мигицко (Яичница) — Евгений Филатов (Анучкин) — Александр Новиков (Жевакин) как лучший ансамбль, Юрий Бутусов как лучший режиссер, а также сам спектакль, который вошел в число претендентов на звание лучшего в сезоне. Любопытно, что соревнуется он в этой номинации с еще одним спектаклем Бутусова — «Кабаре Брехт» — публицистически острой историей жизни великого немецкого драматурга, созданной в стилистике брехтовского театра. Еще один актуальный спектакль для умных и порядочных людей. И еще одна ситуация: Бутусов против Бутусова! Бывает же такое! К сожалению, среди претендентов на звание лучшего актера не оказалось исполнителя роли Бертольта Брехта — Сергея Волкова. Ну, что тут сказать… Зря! Молодой артист «по-взрослому» многогранен и исповедален.
У Александринского театра, точнее, его Новой сцены — четыре номинации. И три из них — за нашумевшую «Землю» Максима Диденко по мотивам гениального фильма Александра Довженко. Редкий случай, когда о спектакле можно было бы многое написать (и немало уже написано), но делать этого совсем не хочется — смотреть надо! Эта самая азартная постановка сезона претендует на звание лучшего спектакля, постановщик спектакля Максим Диденко может быть назван лучшим режиссером, а уникальная по энергетике и выразительности работа Филиппа Дьячкова может быть признана лучшей мужской ролью. Кстати, Дьячков может получить и еще одну награду — за роль Ильи в спектакле «14+» «Этюд-театра» в разделе негосударственных театров: он там также номинирован на лучшую мужскую роль. Четвертая номинация Александринки принадлежит Марии Зиминой в «Теллурии» Марата Гацалова.
Среди нескольких премьер прошлого сезона в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской наиболее удачным оказался спектакль Сергея Ефимова по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» — три номинации: маститый Александр Орлов претендует на титул лучшего сценографа сезона, на лучшую актрису — Елизавета Нилова (Валентина), на лучшего актера — Александр Кудренко (Шаманов). Стоит обратить внимание, что талантливейший Александр Кудренко, как и Филипп Дьячков, дважды номинирован за работы в разных театрах, с чем, собственно, обоих и поздравляю!
Среди других новых актерских работ прошлого сезона отмечены: обаятельная Дарья Румянцева — Лизавета в обновленных «Братьях и сестрах» МДТ, мощный и смелый Леонид Алимов — Ник Мотовило в «Сне в летнюю ночь» Сильвиу Пуркарете в «Балтийском доме», ветеран Театра Комедии Борис Улитин в «Визите дамы», стихийно-лиричные Татьяна Колганова и Татьяна Рябоконь за дуэт в «Валентиновом дне» Небольшого драматического театра, импульсивный Роман Зайдуллин за роль Гоши в «Selfie / Селфи» Романа Смирнова в Театре на Васильевском. И опять можно обратить внимание на еще один «дуплет»: Зайнуллин имеет еще одну номинацию в компании с Арсением Мыцыком, Булатом Шамсутдиновым и Анной Захаровой за актерский ансамбль спектакля «Трое на качелях» в Театре на Васильевском, что еще раз подтверждает наличие в Петербурге целой обоймы молодых артистов, которые уже замечены специалистами и от которых ждут новых работ. Хорошо бы, чтобы и руководители театров это понимали и продвигали талантливую молодежь.
Настоящие театральные гурманы хорошо понимают, что помимо больших, красивых театров, содержащихся на государственные деньги, в городе существуют театры негосударственные, как правило — маленькие, как правило — бедные, как правило — живущие энтузиазмом своих участников. А энтузиазм — это состояние творческое, и поклонников у таких театров в городе немало. Уже третий год «Золотой софит» определяет лучших в негосударственной театральной сфере — попробуем присмотреться и к ним.
Лучшими спектаклями прошлого сезона в негосударственных театрах эксперты назвали «Барьер» Яны Туминой в театре «Особняк», «Конформиста» Петра Шерешевского в Камерном театре Малыщицкого и «ПушкинПушкин» Бориса Бирмана в театре собственного имени. Яну Тумину — актрису, режиссера, художника, педагога — театральному Петербургу представлять вряд ли есть необходимость: ее авторские поэтические работы идут на сцене Большого театра кукол. Шеришевский также знаком зрителям по работам в разных театрах и сейчас очень резко поднял планку Театра Малышицкого. Оба они претендуют на звание лучшего режиссера вместе с Алексеем Забегиным и Владимиром Антиповым, которые поставили «14+» в «Этюд-театре». Борис Бирман — ученик Аркадия Иосифовича Кацмана, актер, режиссер, бард — нынешней театральной публике, может, и не очень знаком. Но после лирически-абсурдистского «ПушкинПушкин» хочется ждать его следующих театральных работ.
Когда же видишь список номинанток на лучшую женскую роль в негосударственных театрах, то просто еще раз задумываешься: а существует ли разница между «гос» и «негос», если речь идет о такого уровня актрисах. Итак, Анна Алексахина за роль Аркадиной в спектакле «Костя Треплев. Любовь и смерть» Вениамина Фильштинского (Такой театр), Екатерина Ионас за роли в спектакле «ПушкинПушкин» Бориса Бирмана (Борис Бирман Театр), народная артистка России Галина Карелина за роль Матери в спектакле «Последний срок» Людмилы Петрович (ТК «Ковчег»), Ксения Каталымова за роль Розы Николаевны в спектакле «Баба Шанель» Юрия Цуркану («Русская антреприза» имени Андрея Миронова). Актрисы с именами и вполне «государственным» положением активно пробуют себя за пределами родных площадок и добиваются там новых побед. Среди мужчин отмечены Александр Большаков за роль Стенли Ковальского в спектакле «Трамвай Желание» Влада Фурмана («Русская антреприза») и Игорь Добряков за роль Сергея Игоревича Стяжкина в спектакле «Железные двери» Петра Шерешевского (Театр Малыщицкого).
Прошу прощения, дорогой читатель, что засыпал цифрами, именами, названиями и прочей, порой справочной, информацией. Хотя к вышеперечисленному можно было бы добавить еще несколько имен и названий, симпатичных именно мне, из того, что появилось на петербургской сцене в прошлом сезоне. Прелестную Татьяну Кузнецову в «Театре» Моэма в Комиссаржевке. Удивительного Валерия Дегтяря в совсем свежей премьере «Русской антрепризы» по «Обыкновенной истории» Гончарова. Живых «Призраков» Григория Дитятковского и темпераментную «Женитьбу Фигаро» Василия Сенина в «Приюте комедианта». Новоиспеченный опус Романа Габриа «Любовь и Ленин» в Театре «Мастерская». Таинственных «Мышей-мутантов» Театра Morph… Но боюсь, что такой список будет еще расти и расти. А это означает, что прошедший сезон добавил в петербургскую театральную картину немало ярких красок и талантливых работ. Поэтому остается только воскликнуть вслед за классиком: «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!» Впрочем, стоп — не надо умирать. Просто — живите! Театр — искусство живых…
Автор: Александр Платунов