Театральный город

Вокзал истории

Театральная библиотека: дом истории

14_06_01

Днем рождения Театральной библиотеки принято считать 30 августа 1756 года: именно в этот день был издан Указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении русского профессионального «для представления трагедий и комедий театра». Однако в библиотечном собрании сохранились рукописные экземпляры пьес, относящиеся и к более раннему времени: библиотека тогда уже существовавшей придворной труппы начала складываться еще до появления указа.

14_06_02

Вехой в истории библиотеки стало открытие в 1832 году нового здания Александринского театра, построенного по проекту Карло Росси. Здесь библиотека располагалась более 50 лет, и ее жизнь тесно переплелась с судьбой театра, его драматургов, постановщиков, актеров. Это один из самых благотворных периодов в жизни библиотеки. В ее собрание вошли экземпляры всех пьес, разрешенных Цензурным комитетом к представлению на сцене.

В 1889 году в принадлежавшем Дирекции Императорских театров здании на Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси, дом 2) специально для библиотеки было оборудовано помещение, в котором она находится и сегодня. На устройство библиотеки дирекция затратила немало усилий и средств. Под книгохранилище предназначались три зала со встроенными дубовыми двухъярусными шкафами. Чугунные перила лестниц и ярусов были украшены символом Императорских театров — бронзовыми изображениями лиры, обрамленной лавровым венком.

К концу XIX века библиотека превратилась в своего рода ведомственный архив — в один из «производственных цехов» Императорских театров, где сохранялись документы, необходимые для постановок. Библиотека, в которую допускались служащие Дирекции Императорских театров, не только хранила, но и издавала эти материалы. А в 1892 году при ее участии стал издаваться «Ежегодник Императорских театров», содержавший информацию о постановках и составе трупп, критические и исторические статьи, множество фотографий.

События 1917 года изменили привычный уклад жизни библиотеки. Ее двери открылись как для специалистов, так и для всех, интересующихся искусством театра. В годы Великой Отечественной войны библиотека ни на один день не остановила свою работу. Это был настоящий подвиг: сотрудники библиотеки, разделившие все ужасы блокадных лет с родным городом, смогли спасти и сохранить находившиеся в ней сокровища.

14_06_03

В наши дни фонд библиотеки насчитывает свыше 600 тысяч единиц хранения. В его составе более 62 тысяч рукописей, около 25 тысяч эскизов театральных костюмов и декораций XVI-XX веков, собрание русских, французских, немецких пьес XVI-XX веков, драматические произведения на языках народов России и зарубежных стран. Здесь хранятся уникальные книги по истории театра, оперные и балетные либретто, иллюстрированные издания по истории балета, костюма, многие другие ценнейшие материалы.

Библиотека располагает ценной коллекцией драматических произведений XVIII-XX веков на русском языке, которые составляют практически полный репертуар российской сцены за два столетия. Режиссерские и суфлерские экземпляры этих сочинений имеют всевозможные пометы, комментарии, планы мизансцен. Многие пьесы, представленные в репертуарном фонде, никогда не публиковались, сохранившиеся рукописные экземпляры — единственное свидетельство сценической жизни этих произведений. Ни одно исследование по русской драматургии и истории театра невозможно без обращения к этому собранию.

Дополнением к репертуарному фонду русской драматургии является коллекция изданий пьес XVIII — первой половины XIX века из библиотеки великого князя Павла Александровича, перевезенная в 1927 году из бывшего Дворца Палей в Царском Селе. В числе раритетов этого собрания — первое издание трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский», весь тираж которого был уничтожен по указу Сената в 1793 году; ряд редких провинциальных изданий, служащих ценным источником для изучения репертуара провинциальных и крепостных театров; многотомный «Российский Феатр» — полное собрание российских пьес и опер.

14_06_04

Богатейшее собрание, известное под названием «Драматическая цензура» и насчитывающее 42 тысячи единиц хранения, поступило в библиотеку в июле 1917 года, после ликвидации Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел России. В нем представлены драматические произведения (в том числе либретто опер и оперетт), предполагавшиеся к постановке в театрах, расположенных на территории Российской империи, в 1865-1917 годах. Кроме русской драматургии здесь собраны пьесы на европейских языках, а также на языках народов, населявших Россию: армянском, белорусском, грузинском, еврейском, латышском, польском, татарском, украинском, финском, эстонском. Зачастую только благодаря цензурному экземпляру можно установить время создания той или иной пьесы, познакомиться с ее первоначальной редакцией, проследить ее сценическую историю. Среди этих документов много авторских рукописных текстов — Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Ремизова, Вс. Э. Мейерхольда и других.

Пьесы, шедшие на российской сцене в начале XX века, широко представлены в собрании, носящем название «Северная театральная библиотека К. П. Ларина». Это одна из крупнейших частных библиотек, она насчитывает более 23 тысяч единиц хранения. В нее в основном входят издания, служившие в театре ходовыми экземплярами, поэтому многие из них имеют сценические пометы.

14_06_05

Бесценная коллекция изданий французских и итальянских пьес XVI-XVIII веков, ранее принадлежавшая князю А. Я. Лобанову-Ростовскому, с его экслибрисом, включает сочинения эпохи Ренессанса, первые издания Корнеля, Расина, Мольера, такие раритеты, как рукопись пьесы Ле Блана «Альберт I и Аделина», преподнесенная автором французской королеве Марии-Антуанетте. Многие книги из библиотеки князя Лобанова-Ростовского — шедевры типографского и переплетного искусства. Здесь также представлено практически полное собрание пьес эпохи Великой французской революции.

Издания драматических произведений Франции XVIII-XIX веков входят в состав репертуарного фонда работавшей в Петербурге французской казенной труппы. Чрезвычайно интересно для историков театра и относительно небольшое по объему собрание немецких и итальянских пьес XVIII-XIX веков.

14_06_06

Начиная с XVIII века фонды библиотеки пополняются за счет приобретений, а также даров от коллекционеров — актеров, режиссеров, театроведов, любителей театра. Среди них В. В. Бибиков, И. Ф. Мануйлов, Е. М. Беспятов, С. Л. Бертенсон, В. В. Протопопов, А. Е. Молчанов и другие. На книгах, поступивших из частных библиотек, сохранились автографы, экслибрисы, владельческие знаки. Например, в собрании выдающейся актрисы М. Г. Савиной представлены книги с дарственными надписями И. С. Тургенева, великого князя Константина Константиновича (К. Р.), И. А. Гончарова и других русских писателей. Более 10 тысяч книг подарил библиотеке в 1921 году актер Александринского театра Н. Н. Ходотов. Это собрание помимо театральной и художественной литературы включает книги по истории, философии, религии, изобразительному искусству, этнографии. На его основе были созданы новые разделы библиотечного фонда. Экземпляры из библиотеки Н. Н. Ходотова снабжены экслибрисом (выполнен художником В. В. Гельмерсеном), на котором изображен профиль дарителя, сопровожденный латинской надписью: «Alit lectio ingenium» — «Чтение питает разум».

14_06_07

Важное место в собрании Театральной библиотеки принадлежит изобразительным материалам. В основу этого фонда легла Монтировочная библиотека Императорских театров. Фонд содержит иллюстративные материалы по истории сценического и бытового костюма, интерьеров, мебели и т. д. с XVIII века по настоящее время. Особую ценность представляют подлинные эскизы костюмов и декораций к оперным, балетным и драматическим спектаклям, созданные П. Гонзага, А. П. Роллером, В. А. Гартманом, А. И. Шарлеманем, И. А. Всеволожским, Е. П. Пономаревым, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, А. Я. Головиным, К. А. Коровиным, Б. И. Анисфельдом. Среди работ современных художников — эскизы С. М. Юнович, Т. Г. Бруни, М. Ф. Китаева, Э. С. Кочергина, М. Ц. Азизян, В. И. Фирера и многих других. Эскизы служат интереснейшим материалом для экспозиционной работы Театральной библиотеки, постоянно участвующей в разнообразных российских и зарубежных выставках.

Актер Николай Мартон и ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе

Актер Николай Мартон и ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе

В Отделе редкой книги, рукописей, архивных и изобразительных материалов собраны рукописные труды, дневники, воспоминания, письма и другие подлинные документы выдающихся деятелей русского и зарубежного театра — С. Бернар, Э. Дузе, М. Тальони, М. С. Щепкина, С. П. Дягилева, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Комиссаржевской, О. А. Спесивцевой, К. С. Станиславского, Вc. Э. Мейерхольда, Э. Росси, Ф. И. Шаляпина, Н. П. Акимова, Ф. Г. Раневской… Одним из ценнейших поступлений в этот отдел стал архив танцовщика и балетмейстера М. М. Фокина, переданный в библиотеку его сыном. Книга Фокина «Против течения», впервые изданная в 1962 году, подготовлена на основе этих материалов. Наиболее интересные документы из архива балетмейстера — его собственная корреспонденция, письма С. П. Дягилева, экспликации балетов, фотографии с дарственными надписями — оцифрованы и представлены на сайте библиотеки. В последние десятилетия фонд отдела пополнился архивами А. А. Белинского, П. П. Гайдебурова, А. А. Гозенпуда, Е. М. Падве, Р. А. Сироты, Ю. И. Слонимского, М. В. Сулимова, В. И. Стржельчика, Е. И. Тиме, В. В. Ускова, Т. Л. Щепкиной-Куперник и других.

Главный художник БДТ им. Г. А. Товстоногова Эдуард Кочергин

Главный художник БДТ им. Г. А. Товстоногова Эдуард Кочергин

Фонды периодики включают отечественные и зарубежные газеты и журналы более 200 наименований. В их числе петербургские издания XVIII — начала XX века: «Зритель», «Корифей», «Драматический вестник», «Журнал изящных искусств», «Репертуар и Пантеон», «Театральный мирок», «Мир искусства», «Театр и искусство», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и многие другие. Значительная часть изданий этого фонда сохраняется в полных комплектах.

В течение всей своей истории библиотека собирала коллекцию театральных программ, насчитывающую ныне более 60 тысяч единиц хранения. Это программы спектаклей, концертов, эстрадных и цирковых представлений.

С 1917 года в библиотеке существует фонд газетно-журнальных вырезок, который в настоящее время содержит около 700 тысяч единиц хранения.

Важнейшее подразделение библиотеки — отдел справочной и научно-библиографической работы. Историки театра, педагоги, студенты активно пользуются мемориальными картотеками — картотекой по истории русского драматического и музыкального театра 1800-1850 годов В. Н. Всеволодского-Гернгросса, картотекой русских книг по театру 1741-1941 годов А. М. Брянского, картотекой по балету, составленной Л. Д. Блок, подневным репертуаром Александринского театра 1832-1932 годов. Формируется фонд электронных ресурсов, создаются собственные базы данных: иллюстративная полнотекстовая база «Театральный занавес», аннотированная тематически систематизированная база пьес «PLAY», «Репертуар Александринского театра с 1917 г.».

Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак

Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак

Среди читателей библиотеки — авторы стоящих на ее полках книг, а также их герои. На страницах объемного рукописного фолианта «Алфавит лиц» — своеобразного коллективного формуляра, который велся с конца XIX века, можно найти автографы В. Н. Давыдова, П. П. Гнедича, М. Г. Савиной, Вс. Э. Мейерхольда и многих других деятелей сцены. Еще совсем недавно читателями библиотеки были Н. К. Симонов, Г. А. Товстоногов, Н. П. Акимов, В. И. Стржельчик, А. М. Володин, К. Ю. Лавров, А. А. Белинский… Библиотека собирает и бережно хранит книги с дарственными надписями авторов. На титульном листе книги «Лев Додин. Книга отражений» надпись: «Любимой Театральной библиотеке — моей alma mater с нежностью и благодарностью».
В одном из интервью Г. А. Товстоногов сказал: «Трудно представить, чтобы спектакли в нашем театре могли готовиться без участия Театральной библиотеки. Она всегда принимала участие в живом театральном процессе, всегда была „цехом“ театра, его творческой лабораторией».

В 70-е — 80-е годы XX века театр переживал невероятный подъем. Не случайно именно в эти годы Театральная библиотека превратилась в своего рода клуб — любимое место встреч творческой интеллигенции, где царила неповторимая, притягательная атмосфера. Здесь формировались совершенно особые традиции взаимоотношений сотрудников с читателями, именно в этот период возникло и укрепилось восприятие библиотеки как Дома.

Конечно, время вносит свои коррективы, диктует новые формы работы. Но и сегодня, используя достижения науки, самые современные компьютерные технологии, Театральная библиотека хранит прекрасные традиции, атмосферу подлинного дома истории.

Материал предоставлен Санкт-Петербургской государственной театральной библиотекой