Вокзал истории
Адреса нашего детства
ТЮЗ в Санкт-Петербурге
В первые послереволюционные годы талантливый актер и педагог Александр Александрович Брянцев мечтает о театре «особого назначения и особой государственной важности». Его программа формируется в духе времени, и в ней, конечно же, много риторического пафоса. Брянцев говорит о коллективе «сознательном в своем творчестве» и репертуаре, основанном на сокровищах «подлинной» литературы, специально отобранных для театрального восприятия определенных возрастных групп. Ему видится особый театр «трех поколений» — для детей, подростков и молодежи. Но за громкими лозунгами скрывались настоящий темперамент, самоотверженность и убежденность лидера, способного сплотить коллектив во имя решения серьезных творческих задач. Ему удается собрать труппу, найти помещение и реализовать свою программу.
29 ноября 1921 года на основании решения Петроградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, касающегося «немедленной организации театра детей» (выписка из протокола заседания секции эстетического воспитания отдела народного образования от 20.06.1921), для работы «театра детей» передается выбранное Брянцевым театрально-лекционное помещение в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице, 33/35.
«Тенишевским» училище было названо в честь удивительного человека своего времени, принадлежавшего к старинному дворянскому роду, — князя Вячеслава Николаевича Тенишева.
Получив образование на физико-математическом факультете Петербургского университета и в политехническом институте в Германии, князь Тенишев начинает свою профессиональную деятельность в качестве техника на железной дороге. Всего в 26 лет от роду Тенишев основывает наукоемкое производство, продукция которого (лесопильные рамы на паровой тяге и машины для производства конструкций железнодорожных мостов) становится экспонатом на Всероссийской промышленной выставке в Москве; в 29 лет он — соучредитель акционерного общества «Брянский рельсопрокатный железоделательный и механический завод». Предприятие имело свои рудники, оснащалось по последнему слову техники. Под личным руководством Тенишева в 1876 году оно было оборудовано литейными печами и уже в 1878-м производило треть выпускаемой в России стали. Во многом благодаря ему железнодорожный транспорт страны («чугунка») перешел на стальные рельсы.
Князь Тенишев был талантливым инженером, крупным промышленником и ученым-этнографом. Известен он и как незаурядный виолончелист и композитор, возглавлявший некоторое время Петербургское отделение Русского музыкального общества.
Естественно, Вячеслав Николаевич был заинтересован в развитии образования и, как следствие, в подготовке разносторонне образованных кадров — в том числе и для своих предприятий. В 1896 году он покупает земельный участок на Моховой улице и привлекает к проектированию и строительству коммерческого реального училища (будущего Тенишевского) гражданского инженера Ричарда Андреевича Берзена.
Училище проектируется и строится в стиле модерн сообразно высоким стандартам, предъявляемым к общественным зданиям своего времени: два строения (надворное и лицевое) соединены стеклянной галереей, в которой предполагается устройство оранжереи, предусмотрены помещения под классы на 20-25 учащихся, две библиотеки. В пространстве крыши разместилась обсерватория с вращающимся куполом, для отдыха учащихся отведены рекреационные залы и закрытый двор для прогулок. Во втором этаже лицевого строения располагается большая аудитория, решенная на античный манер, где места на 600 человек выстроены амфитеатром. Это помещение с прекрасными акустическими свойствами могло по мере надобности превращаться и в лекционное, и в театральное.
В 1914 году зал Тенишевского училища привлек внимание Всеволода Эмильевича Мейерхольда, который переоборудует аудиторию под свои режиссерские эксперименты. При Мейерхольде разобран партер, организована открытая сценическая площадка-орхестра диаметром примерно 15 м, на которую артисты могут входить с боковых проходов амфитеатра, рассчитанного на 500 мест. Уникальная открытая сцена, не отделенная от зрителей, имеет приподнятый просцениум и соединяется ступенями с нижней игровой площадкой.
Несмотря на большой выбор помещений, Александр Александрович Брянцев останавливается на театральном зале бывшего Тенишевского училища.
Разносторонне одаренный человек с университетским образованием, актер, режиссер, критик — Брянцев в 1920-х годах уходит с профессиональной сцены сначала в Петроградский карантинно-распределительный пункт, затем становится педагогом в детском доме. Он работает с обездоленными детьми и подростками, которые познали сиротство и разруху, сполна хлебнули голода и холода. Именно в них находит Александр Александрович своего зрителя. Зрителя, в котором было необходимо «зажечь радость», вернув хоть на полтора-два часа в отнятое взрослыми детство.
23 февраля 1922 года в разоренном гражданской войной Петрограде распахиваются двери ТЮЗа.
Открывает ТЮЗ главный режиссер «театра детей» А. А. Брянцев премьерой спектакля-сказки по произведению П. П. Ершова «Конек-Горбунок» (музыкальное оформление П. А. Петрова-Бояринова). В спектакле гармонично сочетались драматическое действие, танцы, поставленные С. Т. Александровым, пантомима, хоровые песни, система световых эффектов, декорации В. Бейера и Е. Якобсона, исполненные в мастерских Государственного декоративного института. Действие спектакля-сказки начиналось в «старинном селе», расположенном «против неба — на земле», продолжалось в «государевом дворце» на сцене, переходило в пространство просцениума и врывалось в зал, то мчась «скоком по горам», то опускаясь на «дно морское», то поднимаясь «за тучи».
Верный спутник главного героя сказки Ивана, Горбунок, стал на долгое время эмблемой ТЮЗа. Брянцевский «Конек-Горбунок» — спектакль знаковый и легендарный, с неизменным успехом идет и по сей день, уже 94-й сезон. Режиссером настоящего, уже седьмого возобновления (версии) спектакля является В. С. Тодоров.
В том же году Брянцев создает спектакль для детей более старшей возрастной группы — «Бедность не порок» по пьесе А. Н. Островского. А для малышей была поставлена сказка «Гуси-лебеди», которую считают первой советской детской оперой, настолько в ней было много музыки и пения. Первые годы существования театра отмечены постановками таких спектаклей, как «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Золушка» Ш. Перро, «Похождения Тома Сойера» и «Принц и нищий» М. Твена, «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Тимошкин рудник» Л. Ф. Макарьева.
Заведующим литературной частью театра становится С. Я. Маршак. В разные годы здесь работают в творческом содружестве с коллективом ТЮЗа Театр марионеток под руководством А. В. Шапориной-Яковлевой, Театр Петрушки под руководством Е. С. Деммени.
Необходимо отметить, что ТЮЗ изначально создавался как театр синтетический, его актеры должны были обладать данными вокалистов, танцоров, гимнастов. Эта традиция развивалась в течение 40 лет на Моховой и сохранилась, когда ТЮЗ переехал в свой новый дом на Пионерской площади (дом № 1).
***
Нынешнее здание ТЮЗа расположено в глубине Семеновской (ныне Пионерской) площади, главным фасадом обращено к Большой Загородной улице (ныне Загородный проспект). Название улицы «Загородная» объясняется тем, что в конце XVII века южная граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке, а на месте нынешнего проспекта была Загородная дорога.
С петровских времен здесь располагались постройки солдатской слободы, позднее был разработан большой проект военного городка Семеновского полка. И хотя полностью он реализован не был, многое в этих местах отсылает к истории армейских поселений в столице Российской империи.
Земельный участок, который занимает в настоящее время ТЮЗ, раньше был северо-восточной частью плац-парада. Но в 1880-х годах право владения им перешло к Обществу рысистого коннозаводства и здесь построили ипподром по проекту Л. Н. Бенуа. Вокруг поля были возведены трибуны с шатровыми башнями.
Бега лошадей рысистых пород устраивались по воскресеньям. С 1884 года на ипподроме также проводились соревнования велосипедистов, а в 1893-м — первая в Санкт-Петербурге «игра в ножной мяч», сиречь футбольный матч. В 1920 году на естественном льду катка ипподрома прошли соревнования фигуристов, а в 1924-м впервые состоялось первенство СССР (в программе — мужское одиночное фигурное катание и выступления спортивных пар).
Ипподром функционировал вплоть до Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда, естественно, прежняя жизнь на Семеновской площади остановилась. На дорожках ипподрома возвели защитные сооружения и разместили зенитные орудия. В результате бомбардировок и артиллерийских обстрелов строения ипподрома были значительно разрушены и после окончания войны разобраны.
В 1956 году Ленинградский Областной комитет КПСС и Исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся вынесли решение о строительстве на «территории бывшего ипподрома» здания, предназначенного специально для ТЮЗа.
Проектное решение было разработано А. А. Брянцевым еще в 1930-х годах совместно с архитекторами ДК имени Горького (1927 год) А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевским и инженером В. Ф. Райлян. Этот замысел был связан с конструктивизмом — одним из уникальных направлений советского авангарда 1920-х годов. Но ТЮЗу суждено было родиться уже в иные времена.
В 1954 году Н. С. Хрущев выступил на Всесоюзном совещании строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов; в 1955-м вышло в свет Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Были подвергнуты резкой критике архитекторы и проектные организации, «увлекшиеся внешне показной стороной архитектуры» (в том числе и главный архитектор Ленинграда В. А. Каменский). Теперь архитектуре «должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений».
Порядок бедствия очевиден: «хрущевский» технологизм связал архитектурную мысль, последствия этого дают о себе знать и в наши дни. Страдает историческая застройка, нет понимания культурной целостности городского ландшафта, все труднее становится сохранить Петербург.
К счастью, проектирование и строительство нового здания ТЮЗа началось при жизни А. А. Брянцева. Страна только начала возрождаться из руин, а в Ленинграде — городе коммунальных квартир — уже проектируется и строится один из самых больших (на тысячу зрительских мест), оснащенных по последнему слову техники детских театров.
Проектирование здания поручили институту «Ленпроект». Состав группы — архитекторы А. В. Жук и Т. П. Короткова при участии архитекторов М. З. Вильнер, Н. Н. Федоровой и инженера Л. Н. Бубариной.
Театральное здание стало архитектурной доминантой площади в традициях классического театрального зодчества. Согласно проекту, главный фасад разработан рядами массивных столбов (пилонов), которые слиты в единую гладкую плоскость.
Фасад облицован известняком. В пространствах между пилонами два мозаичных панно работы А. А. Мыльникова и А. Л. Королевой. У входа располагаются две скульптуры из известняка работы А. М. Игнатьевой и Л. М. Холиной.
В архитектурной документации были учтены проектные разработки А. А. Брянцева, А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевского, В. Ф. Райлян 1930-х годов.
В основу объемно-планировочного решения главных помещений ТЮЗа отчасти положены творческие концепции А. А. Брянцева. В структуре театрального здания важнейшая роль принадлежит зрительному залу — функциональному и композиционному ядру здания. Устройство зрительного зала-амфитеатра и игровой площадки решено в едином, ничем не разделенном пространстве. Интегрированная в пространство сцена площадью 295 кв. м и высотой 22 м, открытая с трех сторон, максимально приближена к зрителям. Предусмотрены арьерсцена (от франц. arriere, в сложных словах — «задний», задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены и служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию пространства большой глубины) площадью 93 кв. м и высотой 10,3 м, а также авансцена, или просцениум (от франц. avant-scene — открытая или несколько выдвинутая в зрительный зал часть сцены), площадью 32 кв. м.
Выступающий в зал просцениум создает условия, выводящие актера к зрителям, провоцируя прямые контакты между сценой и залом, предлагая возможность непосредственного участия публики в творческом процессе.
Неглубокая сцена оснащена барабанным кругом с тремя подъемно-спусковыми площадками, незначительно выступающими за портал.
Помещения органично взаимосвязаны, 22 артистические уборные и выходы на сцену максимально приближены к залу. Созданы просторное и светлое фойе, зимний сад, четыре репетиционных зала, художественно-производственные мастерские, включающие живописно-декорационный и столярно-поделочный цеха, позади театра — со стороны улицы Марата — размещен подсобный корпус.
Необходимо отметить, что ученики ленинградских школ приняли активное участие в строительстве своего театра. На фотографии видно, как дети под руководством педагога работают на стройплощадке.
Со стороны Загородного проспекта к ТЮЗу ведет 200-метровая незастроенная эспланада, в самом начале которой установлен памятник А. С. Грибоедову. История создания памятника необычна. Совет народных комиссаров в 1936 и 1945 годах принял соответствующие постановления. В 1949 году проект памятника, предложенный архитектором В. И. Яковлевым и скульптором В. В. Лишевым, одобрили. В 1950 году фигура отлита в бронзе на Ленинградском экспериментальном заводе художественного литья «Монументскульптура», где длительное время хранилась. И только в 1959 году, после окончательного определения места установки, скульптура заняла место на гранитном постаменте — 23 ноября состоялось торжественное открытие памятника «на территории бывшего ипподрома, напротив строящегося здания Театра юного зрителя». «Появление Грибоедова» окончательно определило назначение площади как одного из центров театральной жизни города.
19 мая 1962 года открылись двери нового здания Ленинградского государственного театра юных зрителей; в сентябре площади присвоили название «Пионерская». К сожалению, самому А. А. Брянцеву увидеть новое здание «объектом законченного строительства» не довелось (с 1980 года ТЮЗ носит его имя). Во главе театра, переехавшего в специально для него построенное здание, становится видный театральный режиссер и педагог З. Я. Корогодский, который прослужит в ТЮЗе 25 лет.
В разные годы на сцене театра блистали такие великие артисты, как Н. К. Черкасов (в роли Дон Кихота) и Б. Р. Чирков (в роли Санчо Пансы) в спектакле «Дон Кихот», Л. Ф. Макарьев (в роли Тартюфа) в спектакле «Тартюф», Ю. Ю. Каморный (в роли Гайдая) в спектакле «Гибель эскадры», Г. Г. Тараторкин (в роли Петра Шмидта) и А. Н. Шуранова (в роли Зинаиды Ивановны) в спектакле «После казни прошу…», Г. Г. Тараторкин (в роли Гамлета) в спектакле «Гамлет», О. В. Волкова (в роли Ольги) в спектакле «Трень-брень» и многие другие.
ТЮЗ является учредителем Международного театрального фестиваля «Радуга» и Международного театрального фестиваля детских театральных коллективов — «Брянцевского фестиваля».
Сегодняшний ТЮЗ чтит и продолжает прекрасную культурную традицию, уходящую корнями в начало прошлого века. Это театр, открытый прекрасным веяниям в искусстве и притягивающий интересных, искренних людей, готовых смотреть в будущее.
Автор: Ольга Пивнева
Апрель 2016 года