Театральный город

Парадная площадь

«Театр — не дерево, он должен двигаться в пространстве»

Интервью с генеральным директором Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергеем Шубом

13_06_01

Фото Валерия Плотникова

— Сергей Григорьевич! Чем «Балтийский дом» порадует зрителей в новом сезоне? Я имею в виду и спектакли, и другие проекты, в частности — фестивальные…

— Фестиваль — это праздник, концентрированный выброс театральной энергии, но все-таки жизнь театра — это его будни, репертуар, который мы играем, премьеры. В конце прошлого сезона мы выпустили музыкальный спектакль «Шерлок Холмс», который поставил Игорь Коняев с прекрасной музыкой Раймонда Паулса. В этом сезоне театру исполняется 80 лет, Паулсу тоже 80 в нынешнем году исполнилось — так совпало. Театр — структура суеверная, и такое совпадение юбилейных чисел мне кажется одним из слагаемых успеха. Хороший спектакль получился.

А начинаем мы сезон премьерой спектакля «Анна. Трагедия» по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Спектакль ставит Александр Галибин, которого наши зрители знают и как актера, и как режиссера, и как ведущего популярной телевизионной программы «Жди меня». Он уже работал в нашем театре, поставил на малой сцене прекрасный спектакль «Фрёкен Жюли» — он не чужой для театра человек. В этой премьере занята практически вся труппа театра, сам Галибин будет играть Каренина, Ирина Савицкова, которая играла у нас Фрёкен Жюли в свое время (и играла очень хорошо), — Анну.

— На примере «Анны Карениной» можете рассказать, как появляются названия на афише? Это идея Галибина или ее предложил театр — как это было?

— У нас театр уникальный — в этом есть и минус, и плюс. В нашем театре нет одного художественного лидера-режиссера, поэтому художественную программу формирую я с арт-директором Мариной Беляевой — сидим и думаем, чем бы порадовать себя и публику. И среди имен, которые мы перечисляли в наших размышлениях, возникло имя Александра Галибина…

— То есть сначала — режиссер?

— Да, здесь — режиссер, но бывают идеи, которые идут от литературы. Так произошло с «Одиночеством в сети» — бешеной популярности романом, которым зачитывались все, особенно женщины: эта книга была на тумбочке у каждой женщины. Нам показалось, что этот роман Януша Леона Вишневского очень театрален, и сначала возникла идея поставить это произведение, а потом, что ставить должен поляк. Нам посоветовали режиссера Хенрика Барановского — так появился спектакль, который имеет успех до сих пор.

Но чаще идем от режиссера. Как, например, когда приехали в Литву и встретились с Йонасом Вайткусом, с которым мы учились вместе и знакомы хорошо. Как сейчас помню: буквально на подоконнике в Малом театре города Вильнюса на площади Гедиминаса обсуждали различные его идеи, а потом появлялись спектакли. Галибин, как и Вайткус в свое время, предложил несколько названий, мы остановились на «Анне Карениной». А чтобы он сам сыграл Каренина — наша идея.

— Почему вы все-таки выбрали «Каренину», почему это название так необходимо на афише «Балтийского дома»?

— Когда-то замечательный педагог и умный человек Кирилл Николаевич Черноземов, когда мы удивлялись бешеному успеху нашего спектакля «Роман и Юлька» много лет назад, сказал: «Чего ты удивляешься? Если в спектакле есть любовь и смерть, то это дело беспроигрышное». Это, конечно, шутка, но в каждой шутке — вы знаете…

Это прекрасная литература и действительно про любовь и смерть, поэтому так много сегодня экранизаций. Наверное, есть некая тоска по роковым страстям, я бы сказал… Все-таки в театр ходят за страстями. Кроме того, важно, чтобы было кому играть. И это не просто инсценировка. Мы заказали пьесу прекрасному драматургу Елене Греминой, она написала пьесу, в достаточной степени самостоятельную — вот так все и произошло.

Вообще, этот сезон мы в значительной степени хотим ориентировать на режиссерские силы, которые рождены и воспитаны в какой-то степени в нашем театре. Леонид Алимов — прекрасный актер, который уже себя зарекомендовал как достаточно профессиональный режиссер. Он недавно поставил «День космонавтики» на малой сцене, а в новом сезоне будет ставить «Провинциальные анекдоты» Вампилова. Наша актриса Саша Мамкаева, ученица Анатолия Праудина, будет ставить на малой сцене детский спектакль — мне кажется, что спектакли в камерном зале очень эффективны для детей, это такой личностный контакт. На большой сцене наша актриса и режиссер Наташа Индейкина, которая ставила у нас и детские спектакли, и «Вестсайдскую историю», и «Мадам Бовари», будет ставить «Милого друга» Мопассана.

Это еще один пример: Наташа предложила несколько названий, и мы выбрали «Милого друга». На самом деле идея давняя, и идея не в том, чтобы показать очередную версию истории соблазнителя: театровед и драматург Юрий Кобец пишет пьесу про молодых — им же всем по 20 с небольшим лет. Это история молодого парня, который пришел с войны с пустыми карманами, без жилья, без ничего — и начинает делать карьеру. Не только через женщин, но и через депутатов парламента, которых облапошивает, через друга, которого предает, работая в газете журналистом. Человек идет буквально по трупам и делает карьеру и журналиста, и депутата.

— Спектакль будет посвящен одному известному питерскому депутату?

— Я бы так сказал: через запятую, никому персонально. Дело же не только в депутатах — они просто на виду. Дело, к сожалению, в том, что некий стиль жизни, когда цель — всё, а средства — ничто, когда всё на продажу, возобладал. Хочется, чтобы спектакль был про это, а не просто про опереточного рокового соблазнителя с усами, в цилиндре и с тросточкой — таких много…

13_06_02

Фото из архива театра

Если говорить про следующий год, то Леонид Алимов, например, предложил «Матренин двор» Солженицына. Поскольку 2017-й — год столетия русской революции, то это одно из названий, которые мы рассматриваем. Возникала также «Мать» Горького, но уж очень страшная идиосинкразия у массового зрителя к этому роману со школы, боюсь, не перешибить никаким спектаклем.

Кроме того, у нас в этом сезоне, но уже в следующем году, Анатолий Праудин поставит прекрасную пьесу Дюрренматта «Ромул Великий» — очень современная пьеса, будит мысли и ассоциации. Владимир Тыкке репетирует на малой сцене спектакль «Ваша сестра и пленница» по пьесе Людмилы Разумовской — пока это внеплановая работа, но, надеюсь, там все сложится удачно.

26 октября, в день 80-летия театра, состоится большой юбилейный вечер. Наша режиссерская группа — Леонид Алимов, Александра Мамкаева, Владимир Тыкке — работает над его сценарием.

У театра в этом году масса гастрольных предложений. В августе мы были в Гданьске на Шекспировском фестивале со спектаклем «Сон в летнюю ночь». По министерской программе «Большие гастроли» съездили в Томск. В рамках Петербургских театральных сезонов «Макбет» поедет в Афины, «День космонавтики» — в Шанхай (у нас с ними давние связи), а также в Штутгарт на театральный фестиваль. Поэтому у нас такая интенсивная гастрольная жизнь, а ведь я назвал только основные гастроли. Гастроли всегда важны для театра: это какая-то новая кровь, новый зритель. Во времена прошлые существовал гастрольный график и театры каждый год куда-то ездили. Но тогда это финансировалось государством, а сегодня все, к сожалению, сложнее. Театр — он же не дерево, должен двигаться в пространстве.

— И наконец, фестивали?

— Фестивали — вторая сторона нашей жизни. С 30 сентября по 14 октября пройдет фестиваль «Балтийский дом», несмотря на все финансовые проблемы. Конечно, финансирование сокращается. Мы все-таки привозим достаточно мощную программу. Откроем фестиваль трилогией Андрея Кончаловского по чеховским пьесам в Театре имени Моссовета — она будет идти три вечера. Затем известный итальянский режиссер Пиппо Дельбоно покажет свой новый спектакль «Евангелие». Все ждут новую постановку Някрошюса, проект которой мы показывали на прошлом фестивале — «Мастер Голод» по рассказу Кафки, но это будет уже большой спектакль. Приедет Национальный театр Латвии с «Антигоной» Ануя. Еще один замечательный спектакль по Аную, «Оркестр», покажет ВГИК — он уже объехал полстраны, в год кино нам кажется это уместным.

Хотелось бы также сделать отдельную, абсолютно самостоятельную программу петербургских театров, показать последние работы, ориентированные на новый язык, на театр XXI века. Это спектакли Александринки «Сегодня. 2016» Валерия Фокина и «По ту сторону занавеса» Андрия Жолдака, «Гроза» БДТ в постановке Могучего и ряд других названий. Мы нередко показываем петербургские спектакли, но в каком-то консервативном, традиционном ключе. Новая кровь, которая сейчас влилась не только в экспериментальные площадки, но и в Александринку, в Большой драматический, в Театр имени Ленсовета, вокруг которых столько споров, — это же замечательно. Мы также собираемся провести круглый стол об основных трендах развития современной петербургской сцены.

Затем, в марте, мы планируем фестиваль «Монокль», если найдем на него деньги (будем стараться). И в апреле, как всегда, — фестиваль «Встречи в России», который очень важен для русскоязычных театров ближнего и дальнего зарубежья. Там будут спектакли, образовательные программы, и мы, как всегда, рассчитываем на поддержку Министерства культуры и города. Мы надеемся, что, несмотря на всякие финансовые веяния и политические ветры, культура будет поддерживаться, государственная политика и культурная политика неразрывны. В конце концов, государство — тоже часть культуры, поэтому надеемся, что мы сможем делать свое дело, несмотря на все проблемы.