Театральный город

Парадная площадь

Продажа билетов — это ритуал…

Интервью с главой Дирекции театрально-зрелищных касс (bileter.ru) Сергеем Назаровым

13_10_01

Фото из архива ДТЗК

— Сергей Викторович! Многие петербуржцы и гости города, пользуясь постоянно услугами театральных касс, наверное, и не задумываются о том, что за этим стоит. Расскажите нашим читателям об истории и сегодняшних особенностях дирекции.

— Мы ведем свою историю с 1944 года — город только что был освобожден от блокады, война еще шла в пределах СССР. Тогда указом исполкома Ленсовета была учреждена Дирекция театральных касс города, чтобы люди могли не ходить за билетами в разные театры, а театры предоставляли их одной организации, откуда они распределялись по кассам. Это была достаточно трудоемкая система.

В 2002 году мы перешли на электронную форму продажи билетов, объединив в единый организм все концертно-театральные площадки Петербурга и наши кассы. Так появилась возможность покупать билет в любой кассе в любой театр. Это был прорыв, на 2,5 года раньше, чем в Москве, и это значительно облегчило зрителю выбор.

Продажа театральных билетов — это не с лотка торговать пирожками, продажа билета — это некий ритуал. Раньше, когда не было такого количества журналов и газет, которые публикуют статьи о премьерах, информация о спектаклях распространялась либо по сарафанному радио, либо через афишу, которая вывешивалась на весь город. И когда была создана Дирекция театральных касс, каждый кассир стал рупором для театров: он мог сагитировать зрителя сходить куда-то. Так велика была роль каждого кассира! Он становился мостиком между театром и зрителем, это было важно тогда — живое общение. Оно важно и сегодня. В Петербурге почти сотня касс, расположенных в разных частях города, услуги их востребованы, несмотря на то что многие зрители уходят в интернет и покупают билеты там. В последнее десятилетие продажи через интернет дошли до 50%.

13_10_02

Фото из архива ДТЗК

— Половина билетов продается через интернет?

— Да, в частности, через наш портал www.bileter.ru, который создан в 2004 году. Кроме того, у нас имеется call-центр, где можно сделать заказ по телефону 380-80-50, и вам доставят билет в любую точку Петербурга, в пригороды и даже в Москву. Приезжает курьер, билет можно оплатить наличными или банковской картой, причем стоимость та же, что и в кассах. Город с 2005 года не дает нам ни копейки, мы работаем на самоокупаемости и при этом пополняем бюджет города.

Мы настаиваем на том, чтобы часть денег, зарабатываемых в театрах, возвращалась в них. Дирекция каждый год выделяет немалые средства на новые постановки, поддерживает премию «Прорыв», вкладывается в журналистские премии (общая сумма — порядка 10 миллионов). Мы профинансировали спектакль «В день свадьбы» в Молодежном театре на Фонтанке — классный спектакль, который прямо душу раздирает. Организовали фестиваль Эрика-Эмманюэля Шмитта, на который люди из Москвы приезжали, и сам Шмитт был в шоке, что такое сделано здесь, в Петербурге. Мы профинансировали спектакль «Четыре танго о любви».

Кроме того, выпускаем несколько собственных изданий: репертуар на месяц, а раз в год — справочник по всем концертным и театральным площадкам. Ни в одном городе такого справочника нет: здесь все площадки, с адресами, с прорисованными залами, то есть с полнейшей информацией.

Дирекция несколько лет ведет программу социальной поддержки детей с ограниченными возможностями. Раньше подарки дарили к Новому году, потом купили оборудование для Театра «Самокат», который ездит по детским домам, школам и больницам. Мы выпускали спектакли для этих детей, где они могли пообщаться с актерами, поделки какие-то изготовить. Уже второй год делаем Детскую афишу и развозим по школам, чтобы дети вышли из гаджетов, перестали мыслить эсэмэсками, — воспитываем зрителя с младых ногтей. В городе же прекрасные детские театры — «На Неве», Театр марионеток Деммени, БТК и другие, а мы всеми силами помогаем воспитывать нового зрителя.

Мы поддерживаем театры, особенно петербургские. Не все из них могут позволить себе дорогую рекламу, а мы предоставляем возможность бесплатно на нашем сайте дать афишу любого спектакля. Посещаемость сайта более 10 тыс. в день, мало того, наш портал www.bileter.ru находится на третьем месте по посещаемости в России. И мы гордимся этим достижением, потому что за ним стоит большая работа — сбор аннотаций со всех театров, постоянно обновляемая информация. Человек, который заходит на наш портал, может там же купить билет и распечатать его дома, может сохранить на своем телефоне штрих-код и пройти по нему. Мы разработали систему доступа, которая сканирует и просто билет, и электронный билет, и штрих-код. Причем в этой системе не работают так называемые «двойники», потому что, как только устройство считало билет в театре, на второй поступает запрет. Дирекция за свой счет поставила ее более чем на 30 концертных и театральных площадках: в БКЗ, Александринке, БДТ, Молодежном театре, Музкомедии и других.

Наш билет, кстати, подделать практически невозможно: там несколько степеней защиты. Например, цветная бумага внутри — тот, кто подделывает, пускай сначала такую бумагу найдет! А еще — полоска металлизированная, штрих-код, защита ультрафиолетовым лаком. То есть защита, почти как на деньгах!

— Вы сравниваете свою работу с опытом других российских городов и даже других стран? Как там обстоят дела, есть ли что-то подобное?

— Могу сказать так: в России такой системы, как у нас в Санкт-Петербурге, априори нет. Да и в мире. Мы посещали в течение последних лет международные саммиты, где собираются продавцы билетов и программ, и я гарантирую, что наш опыт уникален.

— Радостно слышать, что хоть в чем-то мы впереди планеты всей.

— В Берлине всего одна или две кассы, как и во Франкфурте. В Лондоне тоже невеликое количество касс — билеты покупают прямо в театре или через интернет. Там есть специализированные системы: кто-то специализируется на футболе, кто-то на спортивных аренах, то есть все отдельно.

13_10_03

Фото из архива ДТЗК

— Да, я помню, на Бродвее одна касса на все мюзиклы работает…

— Да, такой палитры, как у нас, нет ни в одной стране, ни в одном городе мира. Поэтому наш опыт бесценен — мы чувствуем структуру момента, постоянно анализируем ситуацию. Наши сотрудники в обязательном порядке ходят в театры и на концертные площадки, которые с удовольствием выделяют нам билеты, чтобы кассиры знали, что продавать. Кассир поможет выбрать билет даже в зависимости от вашего настроения: хотите посмеяться — идите в один театр, настроение иное — в другой.

— То есть кассир должен разбираться в театре?

— Конечно. Мы тщательно готовим кассиров — они проходят специальную подготовку, ведь нигде не учат этой профессии. В Дирекции театрально-зрелищных касс есть учебный класс, стандарты продаж и высокую квалификацию сотрудников поддерживают специалисты международных бизнес-школ. Это очень большая работа, на которую нужны немалые средства.

— Насколько я знаю, вы устраиваете регулярные встречи с театрами.

— Мы проводим регулярные собрания кассиров, куда записываются представители площадок. Здесь они могут анонсировать то, что будет продаваться в наших кассах. Это многоступенчатая работа по обучению. Кассир должен быть настоящим психологом, почти у всех — высшее образование. Отбор очень строгий. Сейчас идет смена поколений, но есть люди, которые очень долго работают у нас. Например, одна из наших сотрудниц пришла в кассы в 17 лет, а сейчас уже на пенсии три года. Однако она до сих пор в строю…

— Всю жизнь?

— Да, всю жизнь! У нас есть кассиры со стажем 30, 40 лет, у каждого из них — своя публика, которая знает, что он плохого не посоветует… Человеческий потенциал, который мы имеем, неоценим — недаром кассиров, проработавших здесь много лет, потом с удовольствием берут в билетные столы театров: это опытные люди, которые знают все. Я вот тоже вроде недавно пришел, а у меня уже более 10 лет стажа — зашел вроде ненадолго помочь, да подзадержался…

— Есть ли у вас собственные зрительские пристрастия? Можете о них рассказать?

— Я как зритель, конечно, имею свои предпочтения, но не хотел бы сейчас никого оценивать: если кого-то не упомяну, то это же будет такая обида… Но ладно, о чем-то могу сказать — о разговорном жанре, например. Мне нравится смотреть Задорнова по телевизору, а Жванецкого в БКЗ — с ним можно поразмышлять, пофилософствовать, и каждый раз о новом. Мне нравится Семен Альтов — питерский интеллигент, у которого своя аудитория.

13_10_04

Александр Платунов и Сергей Назаров

Из последних впечатлений — недавно обновленный спектакль Бориса Эйфмана «Красная Жизель» мне очень понравился. Также прекрасные балеты идут в Театре балета имени Якобсона — хороший коллектив, красивые декорации. В Михайловском замечательные постановки, несмотря на все перипетии, через которые театр прошел в последнее время. С удовольствием хожу в Театр музыкальной комедии. С большим уважением отношусь к постановкам Додина. Например, я видел много интерпретаций «Вишневого сада», но додинская особенно впечатлила, там здорово сыграли Раппопорт и Козловский. Люблю Олега Басилашвили, Алису Бруновну Фрейндлих (ее «Оскар и Розовая дама» — это такой шедевр, который вряд ли кто-то превзойдет). У Дирекции театрально-зрелищных касс очень близкие отношения с Молодежным театром, мы всячески поддерживаем Семена Яковлевича Спивака, который доходчиво дает людям ту картину и те эмоции, за которыми, собственно, и приходят в театр. Очень интересные спектакли есть в Театре имени Комиссаржевской, серьезные работы — в Театре на Васильевском, в Театре «Приют комедианта» Виктор Минков находит очень интересных авторов и режиссеров. Нравятся фестивали, которые организует Театр «Балтийский дом», — хорошо, что коллеги поддерживают культурные контакты, которые, без всякого сомнения, театру нужны.

Как это ни странно прозвучит, может быть, но мне нравится наблюдать за таким феноменом, как Comedy Club: меня поражает, что резидент клуба Паша Воля собирает огромную арену… Да, он шут, но умный, ироничный, без пошлости и даже немного философ. Вот такой разброс моих предпочтений.

— Широкий…

— А как иначе?.. Профессия обязывает: нельзя торговать медом, не попробовав его. Надо иметь свое мнение — оно не должно быть решающим, определяющим, но оно должно быть.

— Каковы предпочтения наших зрителей — можете назвать лидеров спроса в городе накануне нового театрального сезона?

— Конечно. Многие из них на слуху, и здесь я постараюсь уйти от субъективных оценок. Мы давно ожидали возобновления «Бала вампиров» — там прекрасные декорации, замечательные актеры. Театр музыкальной комедии пошел на эксперимент, и я считаю, что он оказался успешным.

13_10_05

Фото из архива ДТЗК

— Единственный мюзикл бродвейского уровня в нашем городе…

— Но кроме этого — «Онегин» и «Мастер и Маргарита» на сцене «Мюзик-Холла». Вообще, если мюзикл хорошо и качественно сделан, если используются новые технологии, он будет востребован. Я считаю, Шварцкопф в Театре музкомедии и «Мюзик-Холл» сделали удачную ставку на мюзикл. В сентябре к нам приезжает московский «Ленком» — это всегда проходит с аншлагами.

Додин поставил «Гамлета» с Ксенией Раппопорт, Данилой Козловским и Лизой Боярской — они медийные лица, прекрасно играют, и спектакль, естественно, будет идти на аншлагах. В БДТ Могучий поставил «Грозу», и народ пойдет (Могучий есть Могучий), как и на «Войну и мир» с Алисой Бруновной, и на возобновляемую «Вассу Железнову» с Крючковой. Додин восстановил спектакль «Братья и сестры», который я видел еще в 1977 году, с новым составом — думаю, это будет пользоваться спросом. Театр на Васильевском тоже хорошо идет — у них тоже есть «Гроза» и вышел только что «Ромул Великий». Конечно, Михайловский театр и Александринка всегда были лидерами продаж — когда постановка качественная, то спрос хороший. Масса молодых театров, например прекрасные постановки в Театре «Мастерская» у Григория Козлова. Есть куда зрителю направить свои стопы.

— И последнее: ваше прямое обращение к петербуржцам в начале нового сезона — что бы вы хотели пожелать зрителям?

— Просто любите театр, ходите в театр — и вам будет хорошо, и вы будете лучше.