Театральный город

Вокзал истории

Петербургская Капелла: царство звучания

«Эта Капелла лучше всех существующих,
и, может быть, когда-то существовавших
подобных учреждений в Европе…»

Гектор Берлиоз

Архитектурный комплекс Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, разместившийся на берегу реки Мойки, главным зданием своим (дом № 20) обращенный к Дворцовой площади, — один из значительных архитектурных акцентов Северной столицы, неразрывно связанных с именами выдающихся архитекторов и музыкантов.

13_19_01

Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга. Главный фасад.
Архитектор Л. Н. Бенуа. Фото Ольги Пивневой

Первые камни в основание будущего царствующего града — «Санктъ-Петербургъ» — были заложены «отъ воплощенія Iисуса Христа 1703, мая 16-го (27-го) Государемъ царемъ Петромъ Алексѣевичемъ, самодержцемъ всероссійскимъ». Хвалу господу и здравицу государю в торжественном богослужении, посвященном церемонии закладки, «возглашали певчие дому Его Величества» (известные до 1701 года как Хор государевых певчих дьяков). С самого начала строительства Северная столица (царский «парадиз»), вбирая в себя европейскую культуру, сохраняла духовную преемственность с культурой Руси.

Хор государевых певчих дьяков был основан московским князем Иоанном III Васильевичем, прозванным подданными своими и иноземцами Великим. Он преобразовал Московское княжество в мощную централизованную державу — Российское государство — и в то же время разительно выделялся среди иных правителей Руси мудростью и человеколюбием.

13_19_02

Иоанн III

Державная воля самодержца требовала и новых архитектурно-градостроительных решений. Прибывший в Москву по приглашению Ивана III в 1475 году итальянский зодчий и инженер А. Фиораванти (итал. Ridolfo Aristotele Fioravanti) возводит в Московском Кремле новый «белокаменный имперский» Успенский собор: «…та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и пространством». Архитектурное решение собора потребовало новой мощи звучания церковного хорового пения в богослужениях, совершаемых в его стенах. В 1479 году в торжественном открытии и освящении Успенского собора участвует образованный указом Ивана III от 1476 года Хор государевых певчих дьяков.

Московский и всея Руси царь Иоанн IV Васильевич, прозванный Грозным, не только покровительствовал хоровому пению, но и пел в Хоре государевых певчих, и сочинял музыку (сохранились его стихиры в честь Сретения (встречи) иконы Владимирской Богоматери и московского митрополита Петра).

13_19_03

Иоанн IV

С тех незапамятных времен Хор государевых певчих дьяков, ставший предтечей Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, «исполняя службу свою», неотступно следовал за государями российскими. Служба государевых певчих при дворе обеспечивала торжественность представительской жизни государственной власти, сопровождая монархов в православных богослужениях, военных походах, приеме иноземных послов, на различных торжественных мероприятиях.

Необходимо отметить, что хоры из певцов, знавших церковное пение, существовали при великокняжеском и митрополичьем дворах с XV века, а затем по их примеру и при богатых боярских домах, соборных городских храмах. В профессиональном отношении во второй половине XVI века особо выделяются хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков и поддьяков.

В дальнейшем Хор патриарших певчих дьяков и поддьяков остается в Москве и преобразовывается в Московский синодальный хор, а Хор государевых певчих дьяков, следуя за «самодержцемъ всероссійскимъ» Петром I, перебазируется в Санкт-Петербург и преобразовывается в Капеллу.

Забота о быте придворных певчих осуществлялась на самом высоком уровне. Они находились на казенном содержании и пользовались различными привилегиями. Капеллане учились музыке, грамоте и естественным наукам. 15 октября 1808 года «для устройства придворных певчих» государственной казной приобретен земельный участок с двухэтажными строениями.

Первые сведения о застройке участка, на котором располагается архитектурный комплекс Капеллы, относятся к 20-м годам XVIII столетия. Тогда на левом берегу реки Мьи (ныне Мойки) размещались два мазанковых здания (из дерева и глины), предназначенные для вице-адмирала М. Х. Змаевича (сербск. Матија Змајевић). Змаевич — один из выдающихся офицеров галерного флота Петра I, отличившийся в 1713 году «у финляндских берегов» и при Гангутском сражении 1714 года («за взятие шведских фрегатов»). Впоследствии здесь, но уже в деревянном доме на каменном полуподвале, поселился английский коммерсант Гарнер (Гарнеръ).

Примечательно, что относительно неподалеку, «на левом берегу Мьи у Большой перспективной дороги, близ Полицмейстерской канцелярии», располагался Комедиантский дом — один из первых в Санкт-Петербурге доступных для широкой публики театров, построенный под руководством городского архитектора Н. Ф. Гербеля (нем. Nicolaus Friedrich Harbel) по указу Петра I от 24 апреля 1723 года (в 1733-м «за ветхостью деревянная комедия» была «сломана»).

С 1730-годов на участке размещается усадьба Христиана Паульсена (нем. Christian Paulsen), отца замечательного архитектора — мастера петербургского классицизма Готлиба-Христиана Паульсена. Христиан Паульсен был приглашен Петром I в 1720 году, входил в число лекарей при дворах самого Петра, Анны Иоанновны (в правление которой он и становится владельцем земельного участка) и Елизаветы Петровны, некоторое время служил штаб-лекарем в Кавалергардском полку.

Градостроительная ситуация на 1738 год зафиксирована на плане Санкт-Петербурга (план Зихгейма). Усадьба состояла из выходящего к набережной Мойки парадного двора и аптекарского огорода с оранжереей; стоящего в глубине двора деревянного двухэтажного усадебного дома с двумя ризалитами (итал. Risalita — выступ; выступающая часть здания, идущая во всю его высоту, внося разнообразие в пространственную организацию фасада и составляя единое целое с основной массой постройки), на месте которого в настоящее время располагается концертный зал; у северной и южной границ участка размещались по два одноэтажных строения и хозяйственные постройки, «службы» — конюшни, каретные сараи и т. д.; в глубь участка ближе к Большой Конюшенной улице уходил сад с прудом прямоугольной формы. Сам земельный участок имеет неправильную клинообразную форму.

В 1773 году «с деревянными строениями двор мерою земли с лица по Мьи реке 31 сажень с аршином» приобретает Георг Фридрих Фельтен (нем. Georg Friedrich Veldten), главный архитектор Канцелярии от строений, женатый на дочери Христиана Паульсена, Анне. Выпускник архитектурного отделения Академии художеств, выдающийся зодчий Петербурга, Фельтен по собственному проекту возводит на месте усадебного дома каменное трехэтажное здание с пристройкой почти в ширину участка со стороны Большой Конюшенной улицы. Волей архитектора выстраиваются двухэтажные боковые флигели, которые примыкают к боковым границам земельного участка, образуя парадный двор с центральным въездом со стороны Мойки, который закрывается воротами. В 1784 году Фельтен продает усадьбу и переезжает на Васильевский остров в казенную квартиру.

В томе I Русского художественного альбома от 1862 года «Сѣверное сiянiе» обозначено: «Здание это выкуплено в 1808 году у сенатора Неплюева (тайный советник, служил в Межевом департаменте Сената. — О. П.), переделано архитектором Руска и с 1-го ноября 1810 года занято Капеллою». О достоинствах и недостатках здания судить мы не можем: современники оставили довольно разноречивые воспоминания о нем, в дальнейшем же архитектурный комплекс подвергался многочисленным реконструкциям.

Вступивший в должность директора Капеллы в 1826 году Ф. П. Львов обращается в Министерство Императорского двора с докладной запиской, касающейся того, что «там (в Капелле. — О. П.) даже не было подходящего места для пения»; в 1830-м он докладывает о необходимости «сделать пристройку к Главному певческому корпусу залы для пения», что и было «высочайше повелено» исполнить.

Один из видных представителей художественной династии Шарлемань архитектор Людвиг Иванович Шарлемань 2-й разрабатывает проектную документацию и возводит каменную в три этажа пристройку к выступающей во двор части бывшего дома Фельтена со стороны правой межевой границы. На втором и третьем этажах размещается двусветный концертный зал. Концертный зал декорируется пилястрами (от лат. pila — «столб», «колонна»; вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну, служит как декоративным элементом, так и конструктивным — для усиления стены), лепкой и живописными панно, написанными художником-декоратором императорских театров Анри Лево и утраченными в 1930-х годах.

Теперь придворные певчие получили возможность устраивать в Капелле концерты, которые пользовались огромной популярностью.

В 1834 году архитектор П. Л. Виллерс увеличивает площадь Капеллы, предназначенную для жилья и занятий путем надстройки еще одним этажом каменных жилых двухэтажных флигелей и ликвидации арочных проездов со стороны Мойки во внутренние дворы флигелей, используя это пространство для расширения жилых помещений первого этажа. Одновременно архитектор устраивает новый въезд между ставшими трехэтажными боковыми флигелями посредством укрепленной на девяти столбах чугунной решетки (кованые звенья решетки представляли собой чередование пик разной высоты, по низу шел горизонтальный ряд колец с металлическими декоративными филенками со сквозными Т-образными отверстиями) с калиткой, нижнее пространство которой было заполнено ажурной кованой деталью в виде меандра. Частично рисунок решетки сохранился до наших дней.

1837 год. Капельмейстером Капеллы назначается М. И. Глинка. Управляющим Капеллой в то время был А. Ф. Львов, вошедший в историю как талантливый скрипач и композитор, автор гимна Российского государства (1833 год) и множества духовных и светских музыкальных произведений. Слова для гимна сочинил В. А. Жуковский (до 1834 года исполнялась английская песнь «God Save the King»). Именно в Капелле был впервые исполнен первый гимн Российского государства.

13_19_04

Первый гимн Российского государства
(музыка А. Ф. Львова, слова В. А. Жуковского)

13_19_05

Первый гимн Российского государства
(музыка А.Ф. Львова, слова В.А. Жуковского)

Имеются данные о капитальных ремонтах с изменением объемно-планировочных решений комплекса Капеллы в 1836, 1845, 1860 и 1865 годах, в результате чего почти все корпуса стали трехэтажными.

В 1840 году вместо существующего деревянного Желтого моста (проект архитектора О. Р. Монферрана), который связывал набережную Мойки с Дворцовой площадью, торжественно открывается новый «из чугуна на гранитных устоях» однопролетный арочный мост с ажурными решетками, сооруженный по проекту инженера путей сообщения и горного ведомства Е. А. Адама.

Таким образом начинает формироваться исторический центр Санкт-Петербурга как неповторимый и гармоничный, уникальный градостроительный ансамбль.

1883 год. Во главе Капеллы начальник — граф С. Д. Шереметев, управляющий — М. А. Балакирев, помощник по музыкальной части — Н. А. Римский-Корсаков.

Управляющий Капеллой композитор М. А. Балакирев подает начальнику Капеллы С. Д. Шереметеву докладную записку о необходимости переустройства концертного зала, «совсем не соответствующего современным музыкальным потребностям». С заключением гражданского инженера Н. В. Султанова о том, что помещения Капеллы малы, сыры, неудобно расположены; отсутствуют помещения для спевок, занятий на музыкальных инструментах; зал необходимо увеличить по крайней мере вдвое, докладная записка Балакирева направляется министру Императорского двора графу И. И. Воронцову-Дашкову. По обращению было принято положительное решение, в соответствии с которым предстояла масштабная реконструкция всех корпусов Капеллы.

На высочайшее рассмотрение было представлено три проекта: Н. В. Султанова, В. А. Шретера, Л. Н. Бенуа. Александр III одобрил проект Л. Н. Бенуа.

13_19_06

Леонтий Николаевич Бенуа

Леонтий Николаевич (Людовик Степан) Бенуа (Benois) родился 11 (23) августа 1856 года. Его отец — прославленный зодчий Николай Леонтьевич Бенуа, мать — Камилла Альбертовна, дочь признанного талантливого зодчего Альберта Катариновича Кавоса. В 1875 году Леонтий Николаевич поступает на архитектурное отделение Академии художеств. Всего за четыре года заканчивает обучение с золотой медалью за проект инвалидных домов. В 1885-м за проект Народного театра получает звание академика архитектуры, этим же годом датируется приглашение Л. Н. Бенуа в Институт гражданских инженеров на преподавательскую работу в качестве адъюнкта-профессора. Преподает архитектуру будущим гражданским инженерам до 1892 года, «за перегруженностью работами» уходит. К 1885 году относят начало работы Л. Н. Бенуа по перестройке здания Певческой Капеллы.

Весь состав Капеллы перевели для проживания, учебы и работы в частный дом на Миллионной улице и в 1886 году приступили к строительно-монтажным работам.

Согласно проектной документации, разработанной Л. Н. Бенуа, от главного здания сохранили только первый этаж, над которым разместился просторный концертный зал.

13_19_07

Концертный зал Капеллы (перспектива). Эскиз Л. Н. Бенуа

Концертный зал представляет собой необычную и сложную конструкцию:

— пол из неокрашенных сосновых досок устроен на деревянных подлесках с подпольем глубиной в среднем 0,75 м;

— потолок кессонный (от франц. caisson — квадратные или многоугольные углубления на потолке, которые несут конструктивную, декоративную роль и применяются для улучшения акустики помещений) на металлических стропилах, двойной с воздушной прослойкой.

13_19_08

Фрагмент концертного зала. Фото Ольги Пивневой

Данная конструкция должна была участвовать в формировании звука, выполняя роль «двойной деки» — резонируя аналогично смычковому музыкальному инструменту (скрипке).

Проектным решением Л. Н. Бенуа предусматривалось устройство в концертном зале органа, однако выполнить установку органа ему не довелось — против выступил М. А. Балакирев. Лишь в 1927 году в концертном зале Капеллы на проектное месторасположение устанавливается орган фирмы «Валькер», перенесенный из Голландской реформаторской церкви Санкт-Петербурга.

13_19_09

Царская ложа. Проект. Архитектор Л. Н. Бенуа

Со стороны парадного двора проектом предусмотрен отдельный дополнительный вход, предназначенный для высочайших особ, — двухэтажный Царский павильон. Павильон возвели в 1887-1888 годах, но во время Великой Отечественной войны он был значительно поврежден авиабомбой и в дальнейшем утрачен.

В рамках исполнения постановления Правительства РФ «О подписании Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта реконструкции центра Санкт-Петербурга» — 1997, распоряжений губернатора Санкт-Петербурга «О мерах по реализации федеральной целевой программы „Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга“» — 1998, «О проектировании и строительстве пешеходной зоны, ограниченной набережной реки Мойки, дом 20 и улицей Большой Конюшенной, дом 11» — 1999, на основе исторических чертежей и фотографий, в 2000 году Царский павильон частично воссоздан.

На первом этаже находился вестибюль, на втором — гостиная и вход в Царскую ложу концертного зала.

13_19_10

Развалины Царского павильона. Фото до 1943-1944 гг.

Школьные флигели строились с 1886 года по 1887-й. Они были размещены в объемах главного и второго дворов Капеллы (всего четыре проходных двора) по правой стороне земельного участка, оканчиваясь поперечным флигелем во всю ширину участка, ограничивающим третий двор.

С левой стороны от концертного зала до жилого флигеля, выходящего к набережной Мойки, были заново выстроены Регентские классы.

В своих записках Л. Н. Бенуа отмечает, что глубина фундаментов составляет от 4,5 до 7 аршин (от 3,2 до 5 м). Это связано с обнаружением во время строительства засыпанного пруда Паульсена и намытого грунта, «по всей вероятности, вследствие прежнего русла Мойки». Корпус с концертным залом, часть корпусов Регентских классов с фойе и спальня при школе малолетних певчих были четырехэтажными, остальные корпуса имели три этажа. К главному четырехэтажному зданию со стороны набережной реки Мойки примыкают северный и южный трехэтажные жилые флигели.

13_19_11

Певческая Капелла. Поперечный разрез. Проект. Архитектор Л. Н. Бенуа

13_19_12

Певческая Капелла. Главный фасад. Проект. Архитектор Л. Н. Бенуа

В целях гармоничного включения архитектурного комплекса Капеллы в ансамбль Дворцовой площади (в ходе оформления К. И. Росси Дворцовой площади были снесены здания правого берега Мойки, попавшие в зону реконструкции, в результате чего открылся перспективный вид с площади на Капеллу) Бенуа изменяет угол проезда к основному корпусу, делая его прямым. Для этого демонтируется часть северного флигеля и пристраивается новая часть шириной около 3 саженей (6,4 м) к южному флигелю.

Управляющий Капеллой композитор М. А. Балакирев выразил пожелание иметь выход на балкон из своей квартиры, расположенной на втором этаже южного (правого) флигеля. После получения в установленном законом порядке разрешения на эти работы Л. Н. Бенуа внес в проектную документацию необходимые изменения, результатом которых стало появление симметричных балконов, устроенных в угловых окнах жилых флигелей.

Ажурные решетки ограждения балконов прекрасно гармонируют с оградой главного парадного двора, дополняя друг друга. При проектировании ограждения Бенуа взял за основу рисунок архитектора П. Л. Виллерса от 1834 года (упомянутый выше): пики также имеют разные высоты, к остриям пик добавлены завитки; кольца заполнили розетками, а филенки убрали, выковав прежний рисунок в перевернутом виде. Крайние пролеты ограды в нижней части получили новый рисунок, состоящий из квадратов.

Решетка укрепляется в каменных пилонах (греч. Πυλών — место, занимаемое воротами; вертикальная опора, имеющая квадратное или прямоугольное сечение), на которые устанавливаются два бронзовых фонаря.

Автор: Ольга Пивнева
Август 2016 года

(Продолжение — в следующем номере)

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с виртуальной экскурсией, размещенной на сайте Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга