Театральный город

Проспект премьер

Невидимые труженики медицины

«ЗАПИСКИ ЮНОГО ВРАЧА»
Театр «Мастерская»

Режиссер — Григорий Козлов
Автор инсценировки и исполнитель — Максим Блинов
Художник — Николай Слободяник
Премьера — 30 апреля 2016 года

13_26_01

Цикл рассказов М. А. Булгакова «Записки юного врача» основывается на личном опыте писателя: по мобилизации Михаил Афанасьевич был направлен с фронта работать врачом в маленькую деревню в Смоленской губернии. Конечно, это не совсем автобиографическая проза. Но мера достоверности и откровенности текста волнует читателя, а значит, должна волновать и зрителя.

Доверие к Максиму Блинову, играющему в новом моноспектакле Театра «Мастерская», возникает с первых секунд. Исповедальный тон и необыкновенная выразительность рассказов «юного врача» дают «картинку» в красках. Эмоциональные акценты по-своему интерпретируют драматургию текста.

Главный герой отправляется в глухую деревню, где ему предстоит взять на себя огромную ответственность — стать главврачом больницы. Путь доктора — от начинающего до много практикующего, опытного хирурга и хорошего терапевта — становится судьбой, спрессованной историей человеческого становления, переполненной глубокими душевными (духовными) смыслами.

13_26_02

Для инсценировки Максим Блинов выбирает четыре рассказа: «Стальное горло», «Полотенце с петухом», «Тьма египетская» и часть истории из «Пропавшего глаза». Лирика чередуется с юмором, победы — с поражениями, и в финале доктор предстает иным человеком.

Моноспектакль — это полтора часа сценического времени. Служащий персонал, пациенты, события и оценки, фрагменты, сплетенные в некую целостность, — все эти задачи кажутся вполне традиционными для заданной театральной формы. Но ведь они каждый раз заново требуют мужества и актерского мастерства.

Найти в монологе живую действенную линию, насытить происходящее разнообразием живых лиц — все это удается Максиму Блинову. Бабка, которая крестится на дверную ручку и предметы мебели, заглядывает в глаза доктору, но упорно не хочет соглашаться на необходимую ее внучке операцию, являет образчик невежества и наивной простоты. Перепуганный отец, привезший дочь, которая находится в крайне тяжелом состоянии, рисуется во всей мощи овладевшего им страха и страдания. Служащие клиники, включая сторожа, наделяются индивидуальными чертами, даже бывший главврач Леопольд Леопольдович. Он — светоч разума для местного населения, и эта метафора иронично реализуется в прямом смысле: когда герой говорит о предшественнике, то смотрит на периодически мигающую лампочку, словно состоящую с ним в диалоге.

13_26_03

Сценография Николая Слободяника представляет собой пространство медицинского кабинета, где находятся стол с инструментами и книги. На переднем плане — грифельная доска, на которой герой отмечает временные дистанции и делает необходимые записи, вводящие зрителей в курс дела. На заднем плане в ряд висят белые халаты врачей — метафора, отлично играющая на смысл. Обезличенные работники медицины терпеливо несут свой крест, они воспринимаются пациентами как «знаки», условия, «форма», внутри которой нет ни сердца, ни нутра, ни характера. История главного героя направлена против такой общепринятой «метафорической» заданности. Это живая, трогательная — человеческая история.

Произведение Булгакова — тот случай, когда о профессии узнаешь изнутри, оказываешься посвященным в «тайное», невидимое для пациентов. В какой-то момент герой взрослеет, и вот уже он смотрит на все ретроспективно. Другой — взрослый, мудрый взгляд дается артисту нелегко. И, конечно, особое значение в формировании главной смысловой параболы постановки обретает содружество с режиссером. Этот моноспектакль состоялся под руководством трепетного мастера Григория Михайловича Козлова, умеющего взращивать прекрасное в душах артистов.

Спектакль получился эмоциональный и философский — о жизни и человеке, постоянно оказывающемся перед выбором. И в этом его современность: драма испытывает героя, нам ли не знать об этом?

Автор: Елизавета Ронгинская
Фото Дарьи Пичугиной