Театральный город

Парадная площадь

yj:

«Искусство должно быть вне политики»

Заслуженный деятель искусств России Виктор Новиков возглавил Театр имени В. Ф. Комиссаржевской 25 лет назад. С художественным руководителем театра побеседовал Александр Платунов.

13_07_01

По большому счету, наши планы на новый сезон до конца не определены, потому что я не знаю, сколько будет выделено денег и что мы сможем сделать. Поэтому пока скажу о том, что будет точно.

На малой сцене Игорь Минаев и Георгий Корольчук поставят спектакль «В одном департаменте» по мотивам повестей Гоголя «Шинель» и «Записки сумасшедшего», в котором помимо самого Корольчука будет занято среднее поколение нашей труппы — Юра Ершов, Саша Анисимов, Оля Арикова, Костя Демидов и Егор Бакулин. В конце прошлого сезона мы уже начали работу над забытой пьесой Михаила Жванецкого «Концерт для…», которая когда-то игралась в Театре Комедии. Мы получили разрешение от Михаила Михайловича использовать эту пьесу с добавлениями из других его произведений. Постановщик — Григорий Дитятковский, художник — Владимир Фирер. В спектакле будут задействованы ведущие актеры и молодежь, а также приглашенный из Малого драматического Михаил Самочко. Дитятковский, человек необыкновенно талантливый, долго готовился к работе над этими философскими историями. Если спектакль получится, для меня это будет большая радость: Михаил Жванецкий — человек из моей молодости.

Не успела наша замечательная актриса, а теперь и режиссер Маргарита Бычкова выпустить премьеру «Про Любовь» по рассказам Василия Шукшина, как тут же бросилась репетировать комедию положений «Декоратор» Дональда Черчилла в переводе Виктора Дальского. Хотелось бы поставить изящную, легкую комедию, чтобы сбалансировать репертуар, в котором стали преобладать драмы и трагедии — спектакли тяжелые и сложные.

13_07_02

«Прикинь, что ты – Бог». Фото Олега Стефанцова

Как вы знаете, в нашем театре произошли кадровые изменения: Александр Баргман, работавший в течение двух лет главным режиссером, покинул театр. У нас был период, когда главным режиссером был болгарин, главным художником — македонец, а спектакль ставил серб. Надеемся, что это продолжится. Если все сложится, то мы вернемся к сотрудничеству с Александром Морфовым. Ему будет предложено вернуться на должность главного приглашенного режиссера, хотя такой статус осложнен расстоянием между Петербургом и Софией: каждому творческому коллективу нужно регулярное общение с режиссером. Требуют обновления такие дорогие нам спектакли, как «Дон Жуан» и «Ваал»: главные роли в них исполнял Баргман. Осуществить вводы может только автор спектакля — Морфов.

Более десяти лет театр поддерживает и развивает творческие связи с коллегами из Балканских стран, мы являемся одними из создателей и учредителей NETA (New Europe Theatre Action — Новая европейская театральная акция), которая объединила театры Греции, Румынии и Болгарии, а также бывшей Югославии — Сербии, Хорватии, Черногории. Помимо художественной значимости, эта акция выполняет важную политическую миссию. То есть вопреки раздробленности государств запущен процесс творческого единения: македонские актеры играют в черногорских спектаклях, сербские — в болгарских и т. д.

Несколько лет назад наш театр организовал и провел в Петербурге Международный театральный фестиваль государств Балканского региона. Очень хотелось бы продолжить это дело, но, как всегда, нет денег, и эта веточка нашего общекультурного дерева постепенно засыхает. Хотя я неоднократно обращался в Министерство культуры, но пока заинтересованности не встретил. Тем не менее каждый год группа наших актеров выезжает на фестиваль в Македонию, и все эти театры готовы нас принимать в любой момент. Специально для этого фестиваля Деян Пройковски поставил необычайно сильный по воздействию спектакль «Ромео и Джульетта».

Мне казалось, мы заинтересованы в развитии этих отношений. Тем более что к этому движению примкнули турецкие театры — человек, который возглавляет их, также готов принимать российские театры в любое время… Я понимаю сложность всех отношений, но, думаю, со временем снова вспыхнет интерес к российско-турецким связям в области театрального искусства. С художественной точки зрения это, может быть, не так интересно, но с точки зрения человеческих контактов подобные шаги очень важны. Даже если нет прямых политических дружеских отношений, спортивные и театральные истории должны быть. Искусство вообще должно быть вне политики.

Наш театр получил приглашение от организаторов Шекспировского фестиваля в Китае, так что в ноябре мы отправимся в Гуанчжоу со спектаклем «Сон в летнюю ночь». У Комитета по культуре и города на это денег нет, но друзья театра из «Трансойла», которые в прошлом году помогли нам с поездкой на Кубу, выделили нам средства на дорогу в Китай. Остальные расходы взяла на себя принимающая сторона. Летом мы традиционно принимаем участие в фестивале «Охридское лето» (Македония). Планируем гастроли в Крым.

Новый, 75-й сезон богат юбилеями. Театр поздравит заслуженных артистов России Сергея Бызгу, Татьяну Самарину, Наталью Четверикову, Анатолия Худолеева. Творческие юбилеи отметят народные артисты России Иван Краско, Борис Соколов и Галина Короткевич, заслуженные артисты России Ольга Белявская, Александр Большаков, Наталья Орлова, Маргарита Бычкова, Анатолий Горин, Александр Вонтов и Нелли Попова, артисты Елена Андреева, Светлана Слижикова.

13_07_03

«Бесконечный апрель». Фото из архива театра

Что касается театральной жизни в целомКрики о театральной реформе — это крики в пустоту. Никакая театральная реформа невозможна до тех пор, пока не будет принят закон о спонсорстве и меценатстве. В Петербурге около сотни драматических театров разной формы, и у государства нет средств на содержание всех этих театров. Помню, как мы радовались в середине 90-х годов рождению новых театров, не задумываясь о финансовой стороне их жизни. Не понимаю, как они могут существовать при нынешнем разделении между федеральными театрами и остальными по зарплате. Сегодня, когда средняя зарплата 35 тысяч, невозможно на эти деньги прожить, ездить невозможно: гостиницы, поезда, самолеты… То есть рушатся все связи, которые были когда-то у российских театров. Во Франции, например, единственный театр, который государство содержит, — «Комеди Франсез». Малое количество таких театров в Германии и других странах. У них театры существуют в основном не на государственные деньги, а на спонсорские.

Ежегодно в Петербурге, помимо театрального института, шесть или семь вузов выпускают около 400 актеров, десятки режиссеров, десятки художников — мы плодим безработицу изначально. Уволить никого нельзя — рука не поднимается. Следовательно, происходит старение труппы. Репертуарный театр должен ставить три-четыре спектакля в сезон, как это было при большевиках. Я уже не говорю о далеких классических примерах: молодой МХАТ давал ежегодно до 12 премьер! Сейчас на государственные деньги репертуарный театр может выпустить за сезон всего одну премьеру. Это самая настоящая гибель. Мы перестали ездить по стране с гастролями, нет свежего воздуха, что гибельно для театра. Если бы выделялись деньги на проезд, ситуация не была бы столь безысходна.

13_07_04

«Прикинь, что ты – Бог». Фото из архива театра

В старые времена строились большие площадки, а теперь востребованы небольшие залы — на 200-300 мест. Сегодня Минкульт возвращается к планированию, требует калькуляции репертуара на три года вперед. И если в советские времена театр подавал заявку на постановку пьес на год, то теперь надо подсчитать предполагаемые расходы на постановку девяти спектаклей, а это нереально!

Как видите, наш театр живет разнообразно и бурно. Жизнь идет…