Проспект премьер
Бутылка веселящего напитка
«ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК»
«Санктъ-Петербургъ Опера»
Премьера —19 мая 2016 года
Режиссер-постановщик — Юрий Александров
Одну из своих самых прославленных опер «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти написал в первой половине XIX века, причем всего лишь за две недели. Остроумная и смешная история про то, как отчаявшийся влюбленный тратится на якобы любовный напиток, чтобы влюбить в себя неуступчивую красавицу, — настоящий кладезь веселья, забавных ситуаций и интересных перипетий.
И «Любовный напиток» Юрия Александрова в «Санктъ-Петербургъ Опера» вышел феерично смешным, смелым и щедрым на краски. На декорациях в начале первого акта мельком, широкими мазками на задниках обозначаются дома, мосты на реке (что наводит на мысль о небезызвестном городе на Неве), но поначалу обращаешь внимание на сочные, яркие цвета. Красный, зеленый, ядовито-желтый — чистейшие цвета, которые вдобавок будто подсвечены изнутри. Персонажи одеты под стать. На сцену выбегает толпа девушек в вызывающих, даже вульгарных костюмах, так что при одном взгляде на них, на их поведение и развязные манеры становится ясна их профессия. Город, где происходит действие любовной истории, — прежде всего город «свободных» нравов и весьма «свободного» поведения. По внешнему виду Неморино, главный герой (Дамир Закиров), прекрасно вливается в пеструю, разряженную толпу: на нем клетчатые черно-белые бриджи и ярко-желтая куртка, из-под которой выглядывает синяя футболка.
Любовь здесь интересует, кажется, всех, только разная, преимущественно плотская — достаточно посмотреть вступление, где перед зрителями красуется толпа дам легкого поведения. На фоне этой открытости и абсолютной откровенности существует любовная история Неморино и Адины (Олеся Гордеева).
Неморино, беззаветно влюбленный в Адину, совсем не похож на статного героя-любовника. Он маленький, коренастый и нелепый, да еще глуповатый: неизвестно, что толкнуло его на сделку с мошенником Дулькамарой (Юрий Борщёв), — то ли отчаяние, то ли искренняя вера, что существует любовный напиток, способный решить все проблемы. Явно в противовес ему поставлен полковник Белькоре (Алексей Пашиев), обожающий щеголять с обнаженным торсом. Он подтянут, высок, плечист и мускулист, с шикарными усами и поставленным командирским голосом. Неморино рядом с ним — все равно что неуклюжий, но милый коняга рядом с шикарным породистым жеребцом-производителем. Белькоре так и воспринимается — как образец настоящего самца. Его плотское и внешнее контрастирует с лирическим и искренним содержанием забавного и комичного Неморино.
Апофеоз «вульгарности» наступает в начале второго акта, когда собирается свадьба Белькоре и Адины и исполняется дуэт Дулькамары и молодой невесты на очевидный мотив русских застолий. Актеры переходят на русский (оперетта исполняется на языке оригинала, поэтому такие переходы особенно заметны), а их персонажи перебрасываются скабрезными шутками на протяжении чуть ли не получаса. В этом мире никуда не деться от телесной страсти, которая, конечно, оказывается частью жизни — яркой, бурлящей жизни. «Низкие» намеки вышли естественными и оправданными, ничуть не опошляющими, но даже порой добавляющими какой-то особенной правдивости и подлинности чувств. Пафос снижается, и внезапно веришь этим героям, веришь в то, что их любовь — настоящая.
Разбирать здесь актерские работы — одно удовольствие: роли вышли запоминающимися, блестящими, яркими, хотя на первый взгляд ничего принципиально нового не создается. Музыкальные партии исполняются на удивление легко и непринужденно, итальянский певучий язык из уст солистов звучит идеально. В хореографии — драйв и энергетика, танцы требуют немалых стараний со стороны актеров, но те справляются с задачей, будто шутя.
Обыгрываются известные типы, причем с огромной долей юмора. Есть Дулькамара — типичный мошенник с большой дороги, обязанный обладать львиной долей обаяния, чтобы продавать свой товар — якобы чудодейственные препараты. Он им и обладает, а еще широкой, располагающе обворожительной улыбкой. Образ получился колоритный, сочный и притягательный. Адина раскрывается главным образом во втором акте. В подвенечном платье она становится удивительно пластичной, в глазах появляется лукавая хитринка, а с губ не сходит загадочная полуулыбка. Неморино — герой-неудачник с любящим сердцем, в конце обретающий и богатство, и любимую. А некоторые герои и вовсе введены исключительно Александровым, например — передвигающаяся в инвалидном кресле парализованная старушка, трансвестит в кричаще-розовом костюме, озабоченная медсестра…
Все эти персонажи на удивление логично вписываются в созданную режиссером донельзя веселую и «первозданно» едва ли не вульгарную атмосферу, порой достойную ярмарочных балаганов.
Автор: Екатерина Бадыгова
Фото Марата Шахмаметьева