Проспект премьер
Одноклассники: друг или враг
«Одноклассники. Уроки жизни»
Режиссер — Барзу Абдураззаков
Рано или поздно каждый человек задает себе вечный вопрос: «В чем смысл жизни?» Не жизни вообще, не судьбы цивилизации, а своей собственной, частной жизни. И наиболее пронзительно он звучит из уст людей, переживших страшные военные и предвоенные годы. Герои спектакля казахского режиссера Барзу Абдураззакова «Одноклассники. Уроки жизни» как раз такие люди — прошедшие через самый настоящий ад XX века.
Польский городок, 20-е годы, дружный класс, с визгом и смехом бегающий по сцене и играющий в догонялки. За шутками и играми, за танцами и песнями веселая шумная толпа детей незаметно взрослеет. Возникает первая любовь, а вместе с ней и первая враждебность — в классе учатся поляки и евреи. И вот смех сменился воплями и плачем, дерганье за косички — насилием, а игры в догонялки — побоями и пытками. Дружный еще вчера класс разделился на группы заклятых врагов.
Эта на самом деле жуткая история — про реально существовавший польский городок Едвабне, где в июле 41-го 1600 евреев были замурованы в сарае и сожжены заживо. Долгое время виновными в случившемся считали немецких фашистов, но расследование доказало страшную правду — судьями возомнили себя местные жители.
И вот трое поляков до смерти избивают бывшего друга, насилуют вчерашнюю одноклассницу, не считая за людей тех, с кем недавно танцевали на одной сцене в школьном концерте. Откуда взялась эта жестокость? Подчинение системе? Помутнение сознания? Неважно. Важно то, что одни так и не поняли, за что на их долю выпали такие муки. А других, совершивших эти злодеяния, что-то сначала подтолкнуло к ним, а потом сгноило до корней. Отняв чужие жизни, они так и не смогли построить собственную. И в конце концов окончательно потеряли смысл своего существования.
Детский вопрос «Почему?» не перестает возникать. Почему жизни этих молодых людей переломились, одних назначив жертвами, а других — палачами? В финальной сцене герои задают этот вопрос — тихо, шепотом. Но этот еле слышно заданный вопрос после всего пережитого в спектакле оглушает, словно гром.
Казахские артисты в ролях наивных школьников влетели на сцену, точно вихрь. И в этом вихре, полном радости жизни, начали стремительное движение к страшному финалу. Их существование на сцене невероятно динамично. Они лихо разыгрывают одну сцену за другой — переменка, подготовка к концерту, урок, отъезд друга, открытие кинотеатра.
В пустом пространстве 91-й комнаты «Балтийского дома» из декораций лишь 10 стульев, все остальное возникает в разговорах и мгновенно сменяющихся мизансценах. Стремительно, с горящими глазами и разрывающими душу эмоциями проиграли артисты целую жизнь. Дружно, ансамблево, сплоченно. А итоги подвели тихо. Тут каждый остался наедине с собой и с залом. Поочередно поднимаясь со стула и сухо называя лишь факты, артисты рассказали биографии своих персонажей до самого конца — прямо как на экзамене. Из пестрого действа возникла тишина, полная нервного напряжения и безответности. Спектакль невероятно актерски убедительный и в то же время ярко публицистичный, сегодняшний, острый.
Автор: Яна Чичина
Фото Оксаны Васько