Театральный город

Проспект премьер

yj:

Не снимая скафандра

«День космонавтики»
Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Сценическая редакция, постановка, сценография, музыкальное оформление — Леонид Алимов
Костюмы — Наталья Бакулина
Художник по свету — Борис Кузнецов
Премьера — 5 апреля 2016 года

12_18_01

Фото Николая Филиппова

Пьеса Евгения Унгарда «День космонавтики» написана в 2003 году и богата театральной историей: ее ставили Денис Хуснияров в Русском театре в Эстонии, Александр Давыдов в Театре имени М. Н. Ермоловой. Леонид Алимов поставил спектакль в год 55-летия полета Юрия Гагарина в космос и открыл заново мифы, которые связаны не только с советской эпохой, но и с человеческой жизнью в любые времена.

Исключительно женский, лиричный спектакль играют три заслуженные артистки: Наталья Попова, Клавдия Белова и Наталья Нестерова. Мужское эго воплощает Александр Муравицкий, исполняющий трех принцев героинь — Космонавта, Ихтиандра и Министра.

Сюжет пьесы прост: три подруги встречаются накануне Дня космонавтики в сельском Доме культуры и репетируют программу праздника. Параллельно выпивают и вспоминают свои романтические приключения. Но алкоголь оказывает на них странное воздействие и каждой дается шанс встретить свою любовь…

Режиссер, выступивший и сценографом постановки, представил сельский клуб в стиле советского ретро: в комнате — незамысловатый стол со стульями, вешалка и телевизор. За синтезатором сидит музыкант (Александр Савинов выступает в дубле с Владимиром Лукиным) и наигрывает мелодии советских шлягеров типа «Одинокая ветка сирени» или «Розы». Во второй части спектакля обстановка меняется, опьяненные женщины перемещаются в пространство грез. Переодетые в белые одеяния, словно умалишенные или невесты, они развешивают белые прозрачные ткани и оказываются в космосе мечты. Лейтмотив сцены — ничего нельзя вернуть назад, даже если человеку вдруг представляется такая возможность.

12_18_02

Фото Юрия Богатырева

Лидка рассказывает романтическую историю о милиционере, ставшем Министром, но когда встречается с объектом своих мечтаний, отступает. Она не соглашается поехать в Москву, взять у него деньги, даже не хочет узнать, почему он обманул ее. Прошлое — удобное воспоминание, позволяющее поплакать и снова почувствовать себя влюбленной. Это защитный «скафандр», расставаться с которым не хочет ни одна героиня. Поэтому и острая на язык Нюшка не признает в Космонавте любимого Юру и не соглашается остаться в коммунистическом раю. И Зинка не захочет романтической любви, которую ей готов предложить желанный Ихтиандр.

Реальность может лишить мечты и причинить боль, поэтому они предпочитают парить в пространстве иллюзий.

Искушаемые бесом (Александр Муравицкий, ерничая, играет именно его), они останутся верны себе и не захотят жить без защитного «скафандра». Мифологизируя своих возлюбленных, они создают идеальное пространство, наполненное эмоциями, ощущениями вымышленной жизни. «Ведь мы уже бабками могли быть, если бы сложилось, а мы всё девками чувствуем себя… И влюбиться хочется… и весна бередит… неужто у всех так?!» — в пылу беседы восклицает Зина.

12_18_03

Фото Юрия Богатырева

То, как в спектакле перемежаются личное с общим, рассказ о Гагарине и воспоминания героинь периодически вызывают смех, а периодически — болезненное переживание. Предпосылкой к задушевному разговору подруг станет мысль о том, что они никем не ценимы, а Гагарин — выходец из простой рабочей семьи — любим народом. Режиссер ставит вопрос о ценности человеческой жизни и возможности личного счастья. И отвечает на него положительно — ведь три подруги, несмотря на жизненные неудачи, счастливы. Их счастье в том, что они нужны друг другу. Это женское трио дарит зрителям теплоту и улыбку.

Дружба оказывается не менее важна, чем любовь. И она создает настоящий «скафандр» — спасение в любые времена и при любых условиях, пусть даже вовсе непригодных для счастливой жизни.

Автор: Елизавета Ронгинская