Театральный город

Проспект премьер

Шелест листьев. Разговоры

«Письмовник»
Театр «Мастерская»
Режиссер — Наталия Лапина
Художник — Александр Якунин
Премьера — 28 декабря 2015 года

11_15_01

Михаил Шишкин написал эпистолярный роман «Письмовник» в 2010 году, и с тех пор книга уже несколько раз инсценировалась. Сложносочиненные миры населены большим количеством людей, каждый из которых общается по-своему, на своей ноте. Но это многоголосие не порождает сумбур: все герои настроены друг на друга, как инструменты симфонического оркестра.

Пергаментные свитки — бесконечная возможность сказать другому человеку о своей любви. Они подвешены по центру сцены: на них проецируют изображение, рисуют, из них мастерят Снегурочку и бумажные цветы.

Герои отрывают листки своей жизни, отматывают время то назад, то вперед, не успевая уловить настоящее. Персонаж, олицетворяющий природу — Весть и вестник (Андрей Шимко), — говорит о том, что существует только «ненастоящее время», и его так непросто поймать. Лишь страдание насыщает людей опытом и дает зрелость, учит любить и ценить то, что происходит здесь и сейчас.

11_15_02

Он и она сначала пишут письма, а потом словно общаются мысленно, делая партнера идеальным собеседником, который всегда рядом. Он отправляется на русско-китайскую войну, где постигает, что такое жизнь, любовь и дружба. По ходу спектакля оказывается, что его девушка живет в другой исторической эпохе, на несколько десятилетий позже, и на самом деле они никогда не встречались.

Режиссеру Наталии Лапиной удалось выстроить пространство, в котором развивается сценическое действие, перевести язык прозы на язык театра. Перед артистами возникает задача «двойного дна»: Саша и Володя — и рассказчики, и герои. Два плана спектакля создают ощущение бесконечности, и отдельные жизни выстраиваются в линию, уводящую за горизонт правдоподобия, к слитности судеб или к мысли об одной, единой человеческой судьбе.

11_15_03

Володя (Андрей Аладьин) — интеллигент, пытающийся проверить на практике свои теоретические воззрения. Добровольно отправившись на фронт, он учится иначе воспринимать и ценить жизнь. Как герой повести Брэдбери «Вино из одуванчиков», он осознает странную неразрывную связь с миром и любовь к Саше (Александра Мареева). Девушка изначально прозаичнее и практичнее юноши: она ценит все земное, осязаемое. Жизнь учит героев тому, чего у них нет: иным измерениям бытия.

В реальной жизни Саши появляются художник (Илья Борисов) и его бывшая жена с дочкой (обе роли играет Ольга Афанасьева). Художник женится на Саше и испытывает постоянное чувство вины перед дочерью. Отношения влюбленных постепенно разрушаются: этому способствует и бывшая жена, которая покушается на самоубийство и всеми силами старается вернуть мужа, и смерть дочери. Ольга Афанасьева прекрасно справляется с двумя ролями — беззаветно любящей женщины и ревнивой, несуразной дочери. А комическое дарование Ильи Борисова раскрывается еще в одной роли — учителя природоведения Тювика, серьезно, поистине трагически переживающего из-за вымирания редких видов животных и растений.

11_15_04

Саша спасает подругу Люсю (Алена Артемова) и помогает ее семье — мужу и двоим сыновьям. Когда подруга лежит в больнице, Саша замещает мать и жену и несказанно радуется этому. Она оживает на время, чувствует смысл жизни, но и этой истории приходит конец.

Бытовые зарисовки из Сашиной жизни порой забавны, а порой драматичны, но главное — они оттеняют те взаимоотношения, которые царят на войне.

Ритм военных сцен совершенно иной: тревожный, безотчетно пугающий. Лучшая сцена — воззвание о начале выступления, начале военных действий. В этот момент на сцене пишут одновременно три писца из разных стран и эпох. И становится жутко. Возникает ощущение, будто временные реалии перетекают друг в друга, в конце концов оказываясь единым потоком. Прошлое сливается с настоящим, создавая предрешенность исхода. Тем не менее спектакль излучает тепло и свет, потому что люди испытывают настоящую любовь друг к другу.

В первом действии мелодия жизни возникает в рассказе героини о том, как внутри нее зарождается ребенок. В рассказ вкрапляется голос Володи, передающий ужасы войны, но постепенно он становится неслышим. Во втором действии — зеркальная ситуация. Саша уговаривает лежащую в коме девочку умереть, а Володя говорит, как прекрасны любовь и жизнь. И голос, призывающий к жизни, вновь побеждает. Интересно, что артисты не приглушают голоса, словно сами слова вступают в борьбу — и вера побеждает неверие.

11_15_05

Лучшие моменты спектакля растворяют монтаж житейского и философского. Тогда нет швов, и в актерских работах мысли и чувства, остранение, повествование, проживание — все сбалансировано в одном промежутке художественного времени.

Автор: Елизавета Ронгинская
Фото Николая Казакова