Театральный город

Проспект премьер

Притча о пасхальном воскрешении души

"Звездный мальчик"
Малый драматический театр — Театр Европы
Режиссер — Григорий Дитятковский
Художник — Эмиль Капелюш
Премьера — 15 апреля 1995 года

В МДТ официально спектакли не снимают — просто они могут не идти несколько лет подряд. Это и произошло со «Звездным мальчиком», который не игрался около пяти лет. Теперь он снова появился в «детском» репертуаре, который невелик. Среди рекомендованных к семейному просмотру спектаклей значатся «Муму», «Снежная королева», «Русалочка» и «Ворон». Так выходит, что режиссером трех из пяти «детских историй» оказался Григорий Дитятковский.

11_20_01

Режиссера связывает с МДТ много лет совместной работы. В далеком 1985 году именно здесь Дитятковский поставил рождественскую историю «Колючее чудо», в течение почти десяти лет играл в спектаклях «Бесы» и «Повелитель мух». Постановка «Звездный мальчик» случилась в 1995 году и стала главной «зимней историей» театра на долгие годы.

Первоначально Звездного мальчика играл Владимир Захарьев (сейчас играет Младшего ангела), Хозяина — Сергей Бехтерев, Старшего ангела — Николай Лавров, 2-го лесоруба — Сергей Власов, Cтражников — Петр Семак и Николай Павлов. Ныне их роли играют другие исполнители, и, пожалуй, можно смело говорить о том, что это новый спектакль.

Декорации Эмиля Капелюша создают двухуровневое пространство: высокие деревянные башни-мельницы с оконцами — несомненный «верх», где обитают ангелы, а скользкий пол и деревянные подмостки, где сложены хворост, сено и предметы крестьянского быта, — «низ», где живут обычные люди. Именно поэтому Звездный мальчик часами сидит у подножия башни, словно между небом и землей.

11_20_02

Важно, что режиссер поставил не «чистокровную» сказку Уайльда, а пьесу Людмилы Разумовской, написанную при участии Александра Образцова. Поэтому в спектакле много новых сюжетных линий и совершенно иной финал. Мотив жестокости юноши заменен высокомерием: он не мучает зверей, как в сказке Уайльда, а часами глядит на свое отражение, как мифический Нарцисс. Герой презирает людей, считая их своими рабами, а потом сам становится рабом. Найти по приказу Хозяина монеты в лесу ему помогает не заяц, а ангелы, рассказывающие притчу. Они стоят на ответственном посту: регулируют погоду, причем, когда равновесие в мире нарушено, им не под силу что-либо изменить.

Появление мальчика-звезды (Станислав Ткаченко) дарит людям надежду — божественный мотив. Погода восстанавливается, а ребенок обретает дом. Только герой не рождается с кротким и благонравным сердцем: в первую очередь ему самому необходимо пройти испытания и научиться любить людей. Он заносчив по природе своей, и Хозяину (Богу-отцу?!) стоит приложить немало усилий, чтобы пробудить в нем человечность.

Прогнав свою мать-нищенку, юноша не просто черствеет сердцем. Он заблуждается, провозглашает «Красота спасет мир», как будто вторит эстету-автору. Но мы помним историю Дориана Грэя и знаем, чем чреваты подмена внешнего и внутреннего, душевная спесь, самовлюбленность. Лишь в конце испытаний герой понимает, что основа души — любовь и умение жертвовать собой.

Найдя монеты богатства, бессмертия и власти, юноша из чувства сострадания отдает их нищим. Старший ангел (Владимир Артемов) играет глухонемого нищего, который ничего не просит и даже не смотрит в сторону Звездного мальчика. Но герой не может пройти мимо. «Отпусти меня!» — просит Звездный мальчик. В этой сцене герой меняется, у него загораются глаза и просыпается душа. Он учится слышать собственное сердце, внимать внутреннему голосу и думать о других больше, чем о себе. Он отдает нищему монету, от которой зависит жизнь несчастного.

11_20_03

Один из ярких эпизодов спектакля — смертельная чечетка, красивый и звучный танец, который исполняет Хозяин (Сергей Мучеников). И что самое страшное, этот прекрасный и выразительный танец символизирует избиение юноши. Красота мелодии и упоение, с которым танцует герой, скрывают смерть и мучения. Эта зрительная метафора позволяет глубоко прочувствовать, как может быть хорошо одному и тяжело другому, что испытывает человек, когда ему причиняют боль.

Проходя путь невзгод и мучений, Звездный мальчик находит мать, вымаливает ее прощение и становится правителем, который должен появиться по пророчеству. Звездный мальчик возносится на небо, потому что оказывается, что он, как и его мать, мертв. Такого финала не было в сказке Уайльда. В спектакле Григория Дитятковского прочитывается мотив Христа — чудесная история превращается в притчу о пасхальном воскрешении души.

Социальную сатиру дети воспринимают комически. Стражники (Бекарий Цулукидзе и Леонид Луценко) и 2-й лесоруб (Олег Гаянов) — воплощение невежества и агрессии. Стражники обсуждают власть, вспоминают предшественников и гадают, кто будет новым правителем. Унизительные рефлексы, возникающие при виде сильнейшего, узнаваемы и печальны, как и обвинения, которые предъявляет 2-й лесоруб Богу. Принять ответственность за свои поступки сложно, гораздо проще перекладывать ее на других.

11_20_04

Звездный мальчик научился отвечать за свои слова и действия, поэтому обрел свободу и был принят туда, куда давно мечтал попасть, — на небо.

Автор: Елизавета Ронгинская
Фото из архива театра