Театральный город

Вокзал истории

yj:

К 100-летию молодого человека

О выставке «Эскизы веселого художника с трагической судьбой» в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой

11_10_01

«Ночь перед Рождеством» (эскизы костюмов)

В самом начале весны, с 25 февраля по 5 марта 2016 года, в музее Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой прошла художественная выставка, скромная по масштабам, но по значению равная искусствоведческому открытию — ибо это была первая персональная выставка Анатолия Коломойцева, известного до сих пор лишь небольшому кругу специалистов. Выставка посвящена 100-летию со дня рождения художника, прожившего всего 26 лет. Он ушел на войну добровольцем, несмотря на туберкулез легких, служил разведчиком и геройски погиб в 1942 году на Ленинградском фронте при выполнении боевого задания. История, в том числе и история искусствоведения, как известно, не знает сослагательного наклонения, но велико искушение, глядя на немногочисленные работы этого талантливого человека, вообразить, как развернулся бы его дар, если бы не война и ранняя смерть.

11_10_02

«Норвежский танец» (эскизы костюмов)

11_10_03

«Норвежский танец»

11_10_04

При открытии выставки состоялась небольшая научная конференция, проведенная доцентом кафедры истории искусств Академии балета Еленой Байгузиной, которая буквально по крупицам собирала в архивах материалы об Анатолии Коломойцеве. Информации о нем действительно немного, но найденные сведения рисуют образ человека остроумного, жизнерадостного, с мощным художественным темпераментом, торопящегося жить и работать. Классик советской живописи Юрий Непринцев в своих воспоминаниях охарактеризовал его как «одаренного художника, живого и яркого человека».

Родившийся в Киеве Анатолий Коломойцев, вероятно, не получил первоначального художественного образования, но в середине 30-х он оказывается в Ленинграде и становится ассистентом и верным учеником Николая Павловича Акимова, к тому времени возглавившего Театр Комедии. Абсолютно очевидно, что именно цеховой, «средневековый» способ обучения, секреты профессии, воспринятые непосредственно от мастера дают неоспоримые преимущества для развития талантливого «подмастерья».

Уже с 1937 года Коломойцев участвует в художественных выставках Москвы и Ленинграда, становится соавтором Акимова в оформлении спектакля московского ТРАМа. В том же году он начинает самостоятельно и полноценно работать в ленинградских театрах в качестве автора декораций и костюмов. «Сид» в Центральном театральном училище (1938), «Тайна Глеба Гончарова» (1939), оперетты «Роз-Мари», «Баядера», «Сильва» (1940) в Театре музкомедии. Молодой художник востребован — кроме работы в театре он сотрудничает с Хореографическим училищем, исполняя эскизы для концертных номеров и учебных спектаклей. Сохранились эскизы к детскому балету «Иностранка» (1939), к концертным номерам в постановке Леонида Якобсона «Юрочка» (1939) и «Норвежский танец» (1938). Любовно прорисованные, подробные, выразительные, понятные по образу и фасону, эти эскизы обнаруживают технику рисунка и владение цветом, достойные опытного мастера, знакомого со школой и традицией, но имеющего свой взгляд.

Особенно удачна работа над балетом «Ночь перед Рождеством» на музыку Бориса Асафьева в хореографии начинающего балетмейстера Владимира Варковицкого. Поставленный к 200-летнему юбилею Хореографического училища в 1938 году, балет шел на сцене Кировского театра. На выставке были показаны листы с эскизами декораций и костюмов этого спектакля. Работы обаятельны и эмоциональны, задают пластику и мизансценирование будущего спектакля, насыщены деталями, которые безмерно интересно разглядывать.

Успешной стала и работа Анатолия Коломойцева 1940 года в МАЛЕГОТе — декорации и костюмы иронического балета Владимира Варковицкого «Сказка о попе и работнике его Балде» на музыку Михаила Чулаки. Эскизы к балету все эти годы хранились в архивах Михайловского театра.

Конечно, выставку в музее Вагановки смогли увидеть немногие, но сам факт создания этой замечательной маленькой экспозиции, внимание к творчеству и таланту всегда молодого художника Анатолия Александровича Коломойцева вызывают огромную благодарность у всех, для кого ценно российское искусство.

Автор: Мария Несвицкая