Театральный город

Парадная площадь

Идеи для детей

В Санкт-Петербургском детском музыкальном театре «Зазеркалье» 22 апреля открывается очередной, 13-й по счету, фестиваль «Арлекин». Накануне фестиваля мы встретились с его директором-распорядителем Мариной Корнаковой.

11_04_01

— Марина! Ваш фестиваль и Национальную премию «Арлекин» уже хорошо знают и в Петербурге, и в России. И все же — для тех, кто, может быть, впервые заинтересовался «Арлекином», несколько слов о его истории и целях.

— Театр «Зазеркалье» — такое место, где рождаются не только авторские спектакли, но и современные проекты. В начале 2000-х казалось, что у нас в стране театр для детей — на пороге творческой смерти. Большинство детских спектаклей на российских просторах были сделаны будто под копирку режиссерами-«троечниками». Театр для детей в целом выглядел, как некий отстойник, куда свалено все, что непригодно в театре взрослом. Старшее поколение режиссеров, работавших успешно для детей в 70-80-е годы, уходило, среднее поколение взирало на детский театр безучастно, а молодые режиссеры им категорически не интересовались.

Идея Александра Васильевича Петрова, худрука «Зазеркалья», состояла в том, что необходимо понять и изменить существующий контекст театра для детей в России. «Зазеркалье» работает успешно уже с несколькими поколениями зрителей, поэтому речь шла не о судьбе этого театра и не о петербургской ситуации, цель была куда шире: требовалась скорая помощь российскому детскому театру. «Арлекин» и возник в 2004 году как эта самая скорая помощь, поэтому он с самого начала мыслился как всероссийский. Кроме того, изначально предусматривалась система творческого стимулирования для тех, кто доказал своим спектаклем способность качественно работать в этом направлении: в рамках фестиваля была учреждена Национальная премия в области театрального искусства для детей, причем театр, завоевавший приз за лучший спектакль, получает средства на постановку еще одного детского спектакля. И сейчас уже по всей стране идет немало спектаклей, в которые вложены те самые премиальные деньги — от театров Якутии, Сибири, Урала до московского РАМТа и петербургского МДТ. Кстати, один из таких спектаклей — в афише нынешнего «Арлекина»: «Алиsа» Красноярского ТЮЗа.

Нам было очень важно пробудить в молодой режиссуре желание заниматься театром для детей, заразить детским театром новое режиссерское поколение. Поэтому с первого же фестиваля в рамках «Арлекина» проводились актерско-режиссерские лаборатории для студентов и недавних выпускников театральных вузов. Особенно успешными они были в сотрудничестве с Российским академическим Молодежным театром в 2010-м и 2012 годах: из показанных тогда двенадцати отрывков вскоре родились восемь полноценных спектаклей в разных театрах России, в том числе знаменитый спектакль «Лёля и Минька» Рузанны Мовсесян в РАМТе. Нам кажется, наши усилия по поддержке молодой режиссуры не напрасны!

11_04_02

— То есть за прошедшие 12 лет с момента первого фестиваля в российском детском театре заметны перемены?

— Безусловно. Но дело, конечно, не только в «Арлекине». Кризис детского театра был очевиден, и противостоять этому начали многие. Появился ряд творческих проектов Союза театральных деятелей России, которые предусматривают гранты на проведение лабораторий, постановку спектаклей молодыми режиссерами, написание пьес молодыми драматургами.

Итоги прошедших 10-12 лет фиксирует афиша «Арлекина»: в последние годы это сплошь работы молодых режиссеров. Они ставят детские спектакли не потому, что для них не нашлось места во взрослом театре, — это именно желание работать для детей. Есть молодые режиссеры, почти полностью отдающие себя детскому театру. Например, Полина Стружкова. 25 апреля на фестивале будет показан спектакль Омского ТЮЗа «У лис длинные носы», поставленный Полиной по пьесе современного немецкого драматурга Ульриха Хуба. Его пьеса «У ковчега в восемь» много где в России идет, а «У лис длинные носы» открыта для отечественного театра именно Полиной: она в Омске поставила ее первой.

Наши режиссерские лаборатории каждый год проходят в новом формате. Два года назад тема лаборатории звучала как «Непоставленные сказки». Пришло около 70 заявок-экспликаций из многих городов России со сказками, которые никогда не ставились на сцене. И приехавшие к нам руководители театров, конечно, расхватывали и эти названия, и ребят, придумавших по этим сказкам спектакли. Рыхление почвы для молодой режиссуры, чтобы она давала новые всходы, — постоянная забота «Арлекина». И молодые режиссеры стремятся к нам приехать, понимая это.

— Вероятно, важным моментом, в том числе для молодой режиссуры, является возможность единения, которую дает фестиваль?

— Конечно. «Арлекин» стал местом встречи не только представителей молодой режиссуры, но и многих практиков театра для детей со всей страны. Фестиваль для них — насыщенная профессиональная школа. У нас всегда очень много гостей, мы приглашаем на «Арлекин» режиссеров, завлитов, директоров театров из всех регионов — от Сахалина и Хабаровска до Архангельска и Кавказа. Они здесь получают профессиональный заряд, без которого невозможны перемены в этой истории забуксовавшего театра для детей.

Отбор на конкурсную программу «Арлекина» ведет экспертный совет, состоящий из ведущих критиков. Они отсматривают около сотни спектаклей на видео (мы просим театры предоставлять очень качественную съемку) и, при возможности, вживую. Это люди, которые вовсю колесят по России, будучи экспертами «Золотой Маски», членами жюри других фестивалей, и видят своими глазами множество спектаклей.

Кроме конкурсной, у нас есть внеконкурсная и специальная программы — мы сами их формируем. Эти программы тесно спаяны в тематические блоки. Например, все последние фестивали для нас очень важна тема «театр равных возможностей» — проблема доступности театральной среды для «особого» ребенка и его включенности в само театральное творчество. Каждый год на «Арлекине» мы проводим круглый стол на эту тему и обязательно показываем соответствующие спектакли.

У нас есть, например, любимый Театр «Пиано» из Нижнего Новгорода — дети из интерната для глухонемых детей во главе с настоящим подвижником Владимиром Чикишевым, который на последнем фестивале получил главную премию «Арлекина» — «За великое служение театру для детей». Он работает с этим интернатом уже 30 лет. Благодаря Театру «Пиано» несчастные дети из спецучреждения на окраине города превращаются в настоящих звезд с совершенно иной самооценкой! Дети «Пиано» не раз приезжали со спектаклями на «Арлекин», выступали на «Золотой Маске», сопровождая церемонию вручения самой почетной премии — «За честь и достоинство», они часто гастролируют за рубежом.

Мы привозили из Москвы спектакль для незрячих детей — незабываемую «Майскую ночь», блестящую работу молодого режиссера Каролины Жерните, получившую у нас всевозможные призы. На «Майской ночи» в зале находились как незрячие дети из школы Грота, так и зрячие дети в черных повязках на глазах, которые тоже воспринимали спектакль всеми органами чувств, кроме зрения, и становились душевно ближе, участливее к своим незрячим сверстникам.

В этом году в рамках фестиваля пройдет премьера спектакля петербургского режиссера Яны Туминой «Колино сочинение» по стихам и текстам Коли Голышева, мальчика с синдромом Дауна. Спектакль собрал ведущих петербургских актеров, которые помогут зрителям понять: «особый» ребенок — это особый, уникально наполненный мир, который пугает многих только потому, что мы ничего о нем не знаем.

Нынешний «Арлекин» подарит зрителям андерсеновскую «Снежную королеву» из Кёльна — спектакль, где участвуют глухонемые подростки из Германии, а в зале будут находиться дети с таким же недугом вместе с обычными зрителями: инклюзивный проект даст всей публике возможность легко воспринять смысл любимой сказки.

— Что бы вы еще отметили в нынешней фестивальной программе?

— Отметила бы все — от первого до последнего спектакля, причем почти все они поставлены молодыми режиссерами! «Арлекин» — фестиваль лучших российских спектаклей для детей, для всей семьи, а ведь родители знают, как это трудно — отыскать настоящее театральное событие для ребенка.

Думаю, таким праздником станет уже само открытие фестиваля: тринадцатый «Арлекин» стартует 22 апреля детской оперой Бенджамина Бриттена «Ноев ковчег» — премьерным спектаклем «Зазеркалья», в котором заняты солисты и хор детской музыкально-театральной студии нашего театра, а также детский флейтовый и струнный ансамбли.

Петербургские дети и родители непременно должны увидеть спектакль Красноярского ТЮЗа «Алиsа». Эта театральная фантазия по мотивам сказок Льюиса Кэрролла — захватывающе эффектный визуальный театр, где загадочное сказочное пространство обступает зрителей сразу, еще в фойе театра. А дальше — «всё чудесатее и чудесатее»! «Алиsу» в апреле увидят и москвичи: она номинирована как на «Арлекин», так и на «Золотую Маску».

11_04_03

«От Петербурга до Миргорода», Театр «Зазеркалье»

Спектакль петербургского Небольшого драматического театра «Волшебник Страны Оз» уже покорил тех зрителей, кто его видел. Замечу: добраться до проспекта КИМа, где располагается НДТ, не так быстро и просто, как до Театра «Зазеркалье», на сцене которого оживет эта знаменитая сказка Баума.

В Театре имени Ленсовета поставлен мюзикл по сказке Сельмы Лагерлёф «Странствия Нильса» с музыкой Максима Леонидова и Александра Шаврина: глубокая, увлекательная, страшная, веселая и очень красивая история взросления души.

Два спектакля — «Русалочка» Екатеринбургского ТЮЗа и «Путешествие в страну Джамблей» Пермского театра оперы и балета — будут показаны на большом экране и представлены их режиссерами (увы, по разным причинам эти прекрасные работы не смогут приехать на фестиваль).

Десятиклассники замечательного московского «Класс-центра», объединяющего общеобразовательную, музыкальную и театральную школы, сыграют подростковую драму «Любит — не любит» в постановке Сергея Казарновского, легендарного педагога, режиссера, директора и создателя «Класс-центра».

В необычном формате создана работа Архангельского театра кукол «Что это такое — быть ребенком?» — спектакль для родителей, помогающий им взглянуть на мир глазами ребенка. Он пройдет в здании Библиотеки истории и культуры Петербурга на улице Марата, 72, уникальном памятнике эпохи модерна с изумительным камином работы Врубеля (спектаклю будет предшествовать экскурсия по этому дому).

«Арлекин»-2016 собрал как никогда много петербургских спектаклей для детей. Среди них — радостный, молодой, энергичный, азартно поставленный и сыгранный «Малыш и Карлсон» Театра «Мастерская» Григория Козлова. Есть и два настоящих театральных эксперимента. Это спектакль Виталия Дьяченко «Илиада Одиссея», где дети сидят внутри фантастического троянского коня, и «Пуськи бятые» — спектакль-путешествие на Новой сцене Александринского театра, где нет привычных зрительских мест: зрителям предлагают устроиться на катающихся столах, а вокруг них оживает таинственное сказочное пространство… В опере-видеоперформансе «Не надо врать» по детским рассказам Михаила Зощенко (Театральная группа Melting Point) профессиональные оперные вокалисты вступают в игровое партнерство со своими мультипликационными двойниками.

Хозяева фестиваля, Театр «Зазеркалье», помимо премьерного «Ноева ковчега» представят еще одну премьеру: пастораль на музыку Баха «Пастушка и Трубочист» с участием второкурсников Театрального института — курс Александра Петрова. И еще один спектакль «Зазеркалья» — «От Петербурга до Миргорода». Он сочетает две одноактные оперы по Гоголю: фантасмагорическую «Шинель» Ильи Кузнецова и комическую «Оперу о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова.

Конечно, и на этот раз «Арлекин» соберет совсем молодых режиссеров, студентов нашего Театрального института — в рамках режиссерской лаборатории, где будут показаны поставленные ими спектакли по современной немецкой драматургии.

Программа фестиваля под стать характеру самого Арлекина — персонажа, который не оставляет места для скуки, покоя и обыденности!