Театральный город

Проспект премьер

Что есть любовь?..

«В день свадьбы»
Молодежный театр на Фонтанке
Авторы спектакля — Семен Спивак, Антон Гриценко
Премьера — 17 февраля 2016 года

Первое, на что обращаешь внимание, войдя в зрительный зал, — внушительные декорации. Нечасто современные режиссеры решаются выстроить сцену в таком реалистическом ключе, с удивительным вниманием к деталям.

11_16_01

Сценограф Александр Храмцов дал панораму настоящего деревенского двора. Крыльцо дома с веревкой, на которой сушится рыба, к стене приколочен покрытый легкой ржавчиной умывальник, рядом и мыло, и полотенце с зеркальцем, на крыше красуется добротно сколоченный скворечник. Есть и сарайчик, на котором висят разнообразные рабочие инструменты. Посередине — широкий забор из досок, потемневших от времени и непогоды. «Спрятался» агитплакат со Сталиным — маленький, сразу и не заметишь. Потому что все здесь отсылает не в историю, не в «эпоху», а в настоящую жизнь. Здесь работали, растили детей, влюблялись. Приметы быта рассказывают не столько о быте, сколько о простом, естественном, «раскодированном» ходе дней. Здесь есть «программная» обыкновенность, незаметность души. Ее «заслоняют», растворяют. А она… не растворяется.

Вот появляется один из главных героев — Михаил Заболотный (Андрей Зарубин). Он вырос в детском доме. Глядя на него, так и хочется сказать: «Живет такой парень». Открытая, широкая улыбка, рукава клетчатой рубашки закатаны, словно он всегда, каждую минуту готов работать. Настоящий работник, комсомолец, красавец! На пару с Саловым (Вадим Волков), отцом невесты Нюры, он красит раму ближайшего окошка, затем отправляется пилить доски. Салов и Миша общаются непринужденно, работают слаженно, как будто они уже семья. Миша по-деловому, сосредоточенно отмеривает кусок доски, которую нужно подпилить, Салов заботливо подстилает под раму газеты, чтобы краска не капала, затем берется за кисточку, походя задавая непринужденные вопросы будущему зятю. Считывается идея «простой жизни» в размеренном ритме, в душевном покое. Но тема простоты обманчива. Под ее покровом не розовская, а скорее шукшинская буря — нутряная, настоящая, бедовая. В ее свете многое и многие в этом спектакле заставят задуматься, заглянуть «под корешки» жизни.

11_16_02

Первый акт — «обманка». Все просто и понятно, на пути нет преград и препятствий. Все просто для Нюры (Алиса Варова), беззаветно влюбленной в Мишу. Она смущенно показывается ему в платье и новых туфлях, быстро, упоенно рассказывает, как хотела купить фиолетовое ожерелье, ведь Мише нравится именно фиолетовое… Для нее это не мелочь, которой можно пренебречь. Для нее наивысшую важность представляет счастье Миши. И свое собственное, возможное только рядом с ним. Но бывает ли любовь такой — простой и обыкновенной?

Разная любовь, разные отношения между мужчиной и женщиной становятся «полифонией» спектакля. В какой-то момент Миша и Нюра перестают быть главными героями. Так много линий — так много жизни.

Наивная и неуклюжая пара: младший брат Женя (Сергей Барабаш) и влюбленная в него Оля Кожуркина (Надежда Некрасова). Он — столичный студент, тощий, с виду нелепый (впервые появляется заспанный и взъерошенный, за густой шевелюрой не видно глаз). Оба неловкие, пугливые, смешные. Болтают всякую ерунду — и вдруг тянутся друг к другу, чтобы поцеловаться… Трогательно они дают этот главный, «ненарочный» момент — чувство возникает из ничего, проблеском, как подарок…

11_16_03

Совсем иные: старший брат Николай (Николай Иванов) и его жена Рита (Наталья Третьякова). Тут любовь должна быть, может, была когда-то… А теперь нет. Николай походя рассказывает о любовнице, Рите же на это наплевать, на ее лице застыло скучающе-усталое выражение.

«В день свадьбы» — спектакль о любви. Здесь она рождается, здесь может умереть, попасть в капкан. Любовь — испытание. Вся житейская, бытийная суть сходится в душе. Любовь — выбор. И выбирать приходится каждому, пусть незаметно, пусть неосознанно. Но не просто, потому что такой выбор означает почти трагическое: быть или не быть.

Спектакль поставили Семен Спивак и молодой режиссер Антон Гриценко (дипломная работа), которые движутся шаг за шагом, увлекая зрителей. Конечно, неспроста эта работа состоялась в Молодежном театре. В эмоциональной композиции действия ощущаются главные театральные темы. Они живут не напоказ, но громко, внятно. Вопросы выбора обрушиваются на человека нежданно и становятся кульминацией, поворотом, откровением.

Когда Нюра узнает, что Миша по-прежнему любит ту, с которой расстался, известие сбивает ее с ног. Это взрыв внутри спектакля. Внутреннее состояние героини остро соотносится с тем, что происходит на сцене, — грохочет музыка, мелькает свет. Нюра, надрываясь от непосильной тяжести, расставляет столы к свадьбе. Нельзя отменить, нельзя помешать, нельзя нарушить намеченный сценарий. Она кричит, вернее, в ней что-то кричит от ужаса, отчаяния и боли.

11_16_04

Но в конце, когда молодые уже расписались, когда собралась толпа гостей, Нюра решает все иначе. Она отпускает. И происходит это спокойно. Решение принято — она не может так жить. Снято платье невесты. Ее последний монолог — в звенящей тишине, в круге света. Она — одна. Стоя на крыльце, Нюра кажется чуть выше остальных.

Финал звучит героически. Тут нет жертвы. История любви — высокая драма, в которой заявляют о себе главные темы жизни. Они о верности, о предательстве, о честности перед самим собой, об одиночестве. Вечные темы.

Автор: Екатерина Бадыгова
Фото Юлии Кудряшовой