Театральный город

Парадная площадь

yj:

VII Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв»

На Второй сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова 14 марта 2016 года состоится вручение Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв-2016». Седьмой раз молодые режиссеры, актеры, художники и менеджеры будут отмечены призами за вклад в развитие петербургского театра. В этом году жюри предстоит выбрать победителей из 27 претендентов, заявленных в шести номинациях.

Победителей выберет авторитетное жюри, составленное из театральных специалистов Москвы и Санкт-Петербурга. Возглавляет жюри режиссер и педагог, художественный руководитель московского Центра имени Всеволода Мейерхольда, лауреат многочисленных российских и зарубежных фестивалей и премий Виктор Рыжаков. Также в жюри войдут народные артисты России Анна Алексахина (Театр имени Ленсовета) и Валерий Кухарешин (Молодежный театр на Фонтанке); доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств РУТИ — ГИТИСа, директор РАМТа Софья Апфельбаум; художник по свету, заслуженный работник культуры Евгений Ганзбург; театральный критик, главный редактор журнала «Театр», представитель России в жюри Европейской театральной премии, арт-директор фестиваля «NET — Новый Европейский Театр», программный директор Международного Венского фестиваля Марина Давыдова; театральный критик, заместитель художественного руководителя московского Театра Наций, арт-директор фестивалей «Территория», «NET — Новый Европейский Театр» Роман Должанский; театральный критик, редактор отдела культуры интернет-газеты «Фонтанка. ру», исполнительный директор благотворительного фонда «Друзья БДТ» Жанна Зарецкая; театровед, профессор кафедры истории театра России РУТИ — ГИТИСа Анна Степанова. По сложившейся традиции, в состав жюри включен обладатель награды прошлого «Прорыва» — режиссер, художественный руководитель «театра post» Дмитрий Волкострелов. Комитет по культуре Санкт-Петербурга представит первый заместитель председателя комитета Александр Воронко.

Решение профессионального жюри будет объявлено на церемонии награждения, которая состоится 14 марта на Второй сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова. Режиссером церемонии станет обладатель премии «Прорыв-2015», главный ньюсмейкер прошлого сезона Максим Диденко.

Нововведением этого года станет открытое зрительское голосование, инициатором и организатором которого выступил партнер премии — федеральный альтернативный оператор мобильной связи «Тele2». В течение месяца у петербуржцев будет возможность проголосовать за своих номинантов в группе оператора в социальных сетях. Кандидату, набравшему большее количество голосов зрителей, будет присужден специальный приз от компании «Tele2».

 

О премии «Прорыв» и ее сегодняшних особенностях рассказывает один из учредителей премии театральный критик Андрей Пронин

— Расскажите, как начинался «Прорыв», кто стоял у истоков молодежной театральной премии?

— Идея премии принадлежит театральному критику Жанне Зарецкой. Дело было в далеком 2008 году, мы тогда вместе работали в журнале «Театральный Петербург». Отправили в печать материал о том, что молодые театральные деятели оказываются вне городских премиальных раскладов, и Жанна резюмировала по-чеховски: «Надо дело делать». Из журнала мы вскоре ушли, но идея не зачахла. Директор Театра «Приют комедианта» Виктор Минков вызвался продюсировать это начинание, которое тогда казалось просто мечтой идеалиста. Сложнее всего было, конечно, в первый раз, и огромная заслуга в том, что новорожденная премия появилась на свет, принадлежит тогдашнему руководству Комитета по культуре, в частности его председателю Антону Губанкову.

— Несколько слов о лауреатах прошлых лет. Повлияло ли получение премии на их творческие судьбы?

— Лауреатов много, я стараюсь следить за тем, что с ними происходит. Иногда, как могу, помогаю — не только лауреатам, но и номинантам прошлых лет. Что может критик? Шепнуть какому-нибудь директору театра: «Возьми этого режиссера, он хороший». Режиссеру сказать: «Обрати внимание на этого артиста». Не буду врать — не у всех всё складывается безоблачно, но как минимум наши лауреаты в режиссерской номинации теперь у всех на виду. Никому не надо представлять ни Дмитрия Волкострелова (он, кстати, в этом году член жюри «Прорыва»), ни Семена Александровского, ни Дениса Хусниярова, ни Максима Диденко. Думаю, что «Прорыв» сыграл — большую или меньшую, но заметную — роль в режиссерской биографии каждого из них.

— Кто номинируется на премию в этом году?

— Список большой, обо всех не скажешь. Максим Диденко выступает соискателем премии уже второй раз, режиссеры Евгения Сафонова и Михаил Патласов лауреатами «Прорыва» еще не были, но номинировались. Новое имя — Сергей Ларионов, и я, признаюсь, безумно рад, что его свежий, хулиганский и отчаянно талантливый спектакль «#motherfathersistersbrother» попал в режиссерскую номинацию «Прорыва». А еще мне очень нравится, что на премию претендует целая компания молодых артистов БДТ. На некоторых из них давно перестали обращать внимание, но тут в театре появилась сильная режиссура и они расцвели. Это лишний раз подтверждает известный тезис: не бывает хороших актеров без хороших режиссеров, способных раскрыть их потенциал.

— Насколько возможно по именам номинантов говорить о каких-то определенных тенденциях театрального процесса?

— Мы надеемся на то, что премия позволяет отделять зерна от плевел, подчеркивать перспективные тенденции и затушевывать негативные. Хотя было бы ошибочно полагать, будто каждое имя номинанта содержит скрытое философское послание. Иногда номинация — это просто номинация: членам номинационного совета та или иная работа показалась достаточно состоятельной и профессиональной, даже если к спектаклю, в котором эта работа создана, и имеются претензии.

— Каковы перспективы премии? Что значит она для театрального Петербурга?

— Нам хотелось бы устоять в условиях финансового кризиса — это программа-минимум. Время от времени возникают разговоры о необходимости перевести «Прорыв» в федеральный масштаб. Не исключаю, что это принесло бы большую пользу. Сейчас я много разъезжаю по России и вижу, как плохо осведомлены в Петербурге о происходящем в провинции, а зачастую и в Москве, какое количество замечательных молодых режиссеров совсем не знакомы петербургским театрам и зрителям. Здорово бы начать налаживать мосты уже на всероссийском уровне, но, боюсь, это дело неблизкого будущего.

Автор: Александр Платунов