Театральный город

Проспект премьер

Путешествие в дом Свифта

«Дом, который построил Свифт»
Театр имени В. Ф. Комиссаржевской
Режиссер — Александр Баргман
Художник — Анвар Гумаров
Премьера — 28 ноября 2015 года

Имя Джонатана Свифта известно, конечно, благодаря незабвенному «Путешествию Гулливера». Множество интерпретаций пережило это произведение, а уж имя главного героя давно известно всем, даже не читавшим книгу. И многим представляется, будто наследие Свифта — детская литература, тем более что зачастую так его и редактируют — под детские издания.

10_11_01

«Дом, который построил Свифт» — история, сочиненная Григорием Гориным, и она, конечно же, не про дом. А вернее, Домом оказывается мир, созданный Свифтом, его творчество — приют ума и воображения. В этом Доме-мире над землей парит остров Лапута, по земле шагают крошечные лилипуты, бродят великаны, ведут беседы разумные лошади гуигнгнмы. Обманчиво приключенческая книжка, конечно, прекрасна и фантазийна, но еще и наполнена горьким сатирическим ядом, игрой и прихотью вольной творческой мысли. Все в духе самого Свифта, занявшего положение в центре и все же в одиночестве. Он — герой и автор сотворенного им самим мира.

…Свифт (Геннадий Алимпиев) — в вытянутой, мешковатой одежде, с серебристыми волосами — молчит практически на протяжении всего спектакля. Он задан как Свифт, а на самом деле превращен в одну из самых горьких человеческих тем. Она традиционна и вечно нова, потому что по-разному резонирует с каждым. Это тема одиночества, преследующего поэтов и писателей, мыслителей, интеллектуалов, к которым почему-то особенно беспощадна жизнь.

10_11_02

Ближе к арьерсцене стоит огромный, в пару-тройку метров высотой, продолговатый контейнер с прозрачными стеклами, в котором находится нечто вроде кусочка жилой комнаты, — здесь сидит отрезанный от всех Свифт. Есть стена, оклеенная обоями, кресло, ковер. Но комната-контейнер притворяется жилой. Она — ссылка, отмежевание, уход. Мучительное, неестественно «кусочное», неполное, обособленное пространство, в которое отлучили Свифта по причине его сумасшествия. Впрочем… непонятно — возможно, он сам себя отлучил.

Свифт ходит, постукивая палкой, держа руку в кармане вытянутой кофты и молчаливо созерцая происходящее. Он лишен желания говорить. Он посвящен в свое собственное знание и, будучи отшельником, тем не менее понимает обо всех гораздо больше, чем они понимают о себе, и даже больше, чем они могут представить. В одной из сцен его морщинистое лицо, то улыбающееся, то плачущее, появляется на проекции, и он выглядит великаном — совсем как герой собственной сказки. Проекция возникает на белой ткани, протянутой от колосников до пола, и Свифт во весь рост кажется несравненно выше и огромнее, чем окружающие его люди. Он несоразмерен реальности, и в этом суть философских и социальных мировых диспропорций, о которых рассказывает спектакль.

На сцене живут и герои Свифта, и его близкие, когда-то реально существовавшие люди. Например, две женщины, с которыми связала Свифта судьба, — Ванесса (Маргарита Бычкова) и Эстэр (Евгения Игумнова). Они представлены в виде сестер милосердия и обе влюблены в писателя. Реальность и вымысел намеренно слиты и перепутаны. Жизнь становится частью сказки, а сказка — частью жизни.

10_11_03

Члены попечительского совета сидят на авансцене лицом к зрителям — богатые, лоснящиеся, в строгих черных костюмах — и рассуждают о том, что Свифта нужно объявить сумасшедшим, чтобы его сатирические памфлеты никто не воспринимал всерьез. У всех в руках книжки, все понимают, что именно написал Свифт, о чем, кого имел в виду, и поэтому они полны решимости заставить его замолчать. Правда, и среди этих людей есть один, у которого вдруг сдают нервы. Ему надоела и опротивела ложь. Он вскакивает, носится по сцене, протестует. Но протест этот жалок, бессмыслен и обречен.

Попечительский совет приставил к Свифту адвоката Симпсона — маленького тоненького человечка в строгом костюме, который и книжку-то прочесть не удосужился, но уверен, что знает цену и ей, и самому автору. Симпсону скучно вникать в выдумки Свифта. Его уговаривает Патрик (Сергей Бызгу) — шустрый, энергичный дворецкий: «Вот, смотрите, какой кораблик!» — и подсовывает Симпсону, точно малому дитяти, конечно, детское издание. Удивительно, но Симпсон попадается на крючок первого же предложения в этой книжке. Он усаживается на авансцене и зачарованно смотрит на страницы. И нам становится понятна и радость, и ирония спектакля. Текст Свифта вступает в игру. Адаптированный для детей, он выдает недоразвитость взрослых.

10_11_04

«Дом, который построил Свифт» — произведение, идущее следом за автором. Этот спектакль просвещает, просветляет, словно просит подумать, порассуждать. Пока не поздно.

Что ж… зрителя нужно учить, зрителю нужно снова и снова рассказывать истории, подобные фантастическим и саркастическим историям Свифта. Тогда боль от насилия, нелюбви, издевки станет острее. Ведь неспроста один из самых жестко-ядовитых монологов спектакля — монолог великана Глюма (Георгий Корольчук), съежившегося до размера обычного человека, потому что так требовало общество. В обществе нельзя выделяться.

Автор: Екатерина Бадыгова
Фото: Эдгар Зинатуллин