Театральный город

Анонсы премьер

Мариинский-2

«Симон Бокканегра»
Премьера — 5 февраля 2016 года
Режиссер-постановщик — Андреа Де Роза

Опера Джузеппе Верди «Симон Бокканегра» по одноименной драме Антонио Гарсиа Гутьерреса — нечастый гость на мировых сценах, хотя эту музыкальную историю о любви и политике, в которой проникновенный лиризм сочетается с трагическим величием, любят как ценители оперного искусства, так и исполнители.

Мировая премьера «Симона Бокканегры» состоялась в 1857 году на сцене венецианского театра Ла Фениче, по заказу которого Верди и написал оперу. Тогда публика не проявила большого интереса к новому творению признанного мастера. И спустя почти четверть века, в 1881 году, Верди осуществил вторую редакцию своего сочинения, переработав и музыкальную, и литературную основу оперы. В таком виде «Симон Бокканегра» исполняется и сегодня.

10_16_01

Основой нового спектакля Мариинского театра стала совместная постановка 2014 года итальянских театров Ла Фениче в Венеции и Карло Феличе в Генуе. По задумке режиссера Андреа Де Роза, действие разворачивается на фоне видеопроекций, созданных специально для этой постановки на основе реальных пейзажей морского побережья Генуи. «Море — важная тема и для Генуи, где разворачивается драма, и для Петербурга, и для Венеции, где состоялась премьера нашего спектакля, — говорит режиссер. — Добавьте, что я из Неаполя, где море тоже определяет характер пейзажа и дух города… Море присутствует в опере каждую секунду, потому что оно важно для Симона. Он был корсаром, но, став дожем, должен был жить во дворце. Лишь умирая, он освобождается и вновь возвращается в свою стихию. Это не просто декоративный элемент, это олицетворение судьбы».

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

«Война и мир Толстого»
Премьера — 14 декабря 2015 года
Режиссер — Виктор Рыжаков

Принимаясь за постановку классики из школьной программы, очень сложно избежать хрестоматийного прочтения. Виктор Рыжаков отказался от стереотипного восприятия русской мифологии и воссоздания эпического масштаба русской жизни. Он предлагает взглянуть на героев Толстого глазами артистов, которые выходят на авансцену, чтобы сыграть отдельные эпизоды из жизни семей Ростовых, Болконских, Безуховых и Курагиных. Режиссер выстраивает сложные связи между героями романа и почти бездомными актерами-персонажами, за плечами которых — груз нерешенных проблем. Набеленные лица глядят в черно-белые видеопроекции, как в зеркало, пытаясь разобраться в собственных чувствах. Единственным защитником этого хрупкого аристократического мира становится хранитель текста Толстого Алиса Фрейндлих. Она знакомит зрителей с течением жизни героев и задает им сложные вопросы о смысле жизни, на которые нет и не может быть универсального ответа.

10_16_03

В спектакле заняты: Алиса Фрейндлих, Дмитрий Воробьев, Ируте Венгалите, Андрей Феськов, Иван Федорук, Нина Александрова, Антон Шварц, Георгий Штиль, Анатолий Петров, Евгений Славский, Варвара Павлова, Ольга Ванькова, Александра Магелатова, Дмитрий Мурашев, Екатерина Старателева, Василий Реутов, Марина Игнатова, Сергей Галич, Егор Медведев, Сергей Стукалов, Николай Горшков, Иван Кандинов, Александра Куликова.

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

«Три текста про войну»
Премьера — 23 февраля 2016 года
Режиссеры — Андрей Гончаров, Михаил Лебедев, Николай Русский

В последнее время Большой драматический театр особенно активно привлекает молодых, дает им шанс заявить о себе, о своих нравственных ориентирах и художественных пристрастиях. В рамках проекта «Новые люди», который как раз направлен на создание пространства для эксперимента и поиска, создается спектакль «Три текста про войну».

10_16_02

«Три текста про войну» — это три работы студентов режиссерского курса СПбГАТИ, Мастерской Вениамина Фильштинского. Каждый из эпизодов, объединенных жестокой темой войны, — самостоятельное высказывание. И у каждого из эпизодов своя литературная основа — рассказ «Железный крест» и пьеса «Маузер» Хайнера Мюллера (постановка Андрея Гончарова), пьеса Кэрилл Черчилл «Семь еврейских детей» (постановка Михаила Лебедева) и рассказ Владимира Сорокина «Волны» (постановка Николая Русского). Но вместе эти три части объединены чувствами поколения, обретающего свое отношение к истории, к войне, к людям, к согражданам.

В спектакле заняты: Иван Кандинов, Виктор Княжев, Александр Кононец, Алена Кучкова, Ольга Ванькова, Юлия Гришаева, Полина Дудкина, Глафира Лаврова, Виктория Артюхова, Сергей Стукалов.

Михайловский театр

«Волшебная флейта»
Премьера — 22 марта 2016 года
Режиссер — Эрик Вижье

Одно из самых известных сочинений Вольфганга Амадея Моцарта вскоре появится на сцене Михайловского театра. Впервые постановка «Волшебной флейты» состоялась в далеком 1791 году, и с тех пор опера пользуется колоссальным успехом. И, конечно же, как любой шедевр, она имеет множество интерпретаций и версий. Версия, которую покажет Михайловский театр, впервые была представлена в Лозаннской опере в 2010 году.

История начинается с того, что волшебник Зарастро похищает дочь Царицы ночи, и та посылает принца Тамино вызволить девушку, даруя ему волшебную флейту, могущую победить зло. Принц, пройдя череду испытаний, обретает истинную любовь… Сюжет представляет собой виртуозно обработанные мотивы сказок, в которых сверкают феерия, волшебство, экзотические чудеса, вечная и неугасающая борьба добра и зла, метафорически представленная волшебником Зарастро и Царицей ночи. Источниками «Волшебной флейты» послужило множество произведений: эпическая поэма «Оберон, царь волшебников», сказка «Лулу» Х. М. Виланда, драма «Тамос, царь египетский» Т. Ф. фон Геблера, роман «Сетос» Ж. Террасона. Самому Гёте так нравилась эта опера, что он даже предпринял попытки написать продолжение.

Главные партии готовят: Борис Степанов, Евгений Ахмедов — Тамино, Александр Шахов, Борис Пинхасович, Дмитрий Даров и Андрей Тульников — Папагено, Светлана Москаленко и Наталья Миронова — Царица ночи, Валентина Феденёва, Анна Налбандянц и Светлана Мончак — Памина, Карен Акопов, Александр Бородин и Михаил Казанцев — Зарастро.

Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова

«Рюи Блаз»
Премьера — 30 января 2016 года
Спектакль Вадима Милкова-Товстоногова

«Рюи Блаз» — именно так называется пьеса Виктора Гюго. Это произведение остросоциальное, беспощадно клеймящее монархию и рассказывающее о периоде глубокого упадка в Испании, когда на троне восседал последний король из династии Габсбургов. На этом мрачном фоне разворачивается история безнадежной любви простого юноши к королеве, а затем и королевы к юноше.

Рюи Блаз — молодой человек, вынужденный прибегнуть к переодеванию и выдавать себя за другого, руководствуясь лишь одним порывом — быть ближе к любимой. Королева, покоренная его обаянием, умом и привлекательностью, влюбляется, не ведая о его низком происхождении. А за всем этим стоит министр полиции дон Саллюстий де Басан, задумавший отомстить ей и попросту использующий страсть и любовь несчастного Рюи Блаза. Королевский двор тонет в интригах, власть имущие в последнюю очередь заботятся об интересах государства, а любовь становится оружием в алчных руках… Все это делает историю настолько современной, что порой больно от мысли о том, что человеческая натура не меняется.

Спектакль посвящен памяти Владислава Игнатьевича Стржельчика, артиста театра БДТ, сыгравшего Рюи Блаза в 1952 году. 31 января знаменитому актеру исполнилось бы 95 лет — премьера приурочена к этому дню.

В спектакле заняты: н. а. России Вера Карпова, з. а. России Олег Куликович, Ольга Леонова, а также Виктор Белов, Марианна Семенова и др.

Молодежный театр на Фонтанке

«В день свадьбы»
Премьера — 17 февраля 2016 года
Режиссер — Антон Гриценко

Выпускник Театральной академии Антон Гриценко поставил в Молодежном театре на Фонтанке дипломный спектакль по пьесе Виктора Розова. С начинающим режиссером работают молодой художник Александр Храмцов и молодые артисты труппы Молодежного театра.

10_16_04

Что особенно волнует молодых? Конечно, тема любви. Он и она, любовь, свадьба. Но настоящая ли эта любовь? И сможет ли эта любовь побороть ту, самую первую, которую никак не забыть? Спектакль о любви и дружбе, об искренности и лжи, о потерях и надежде — попытка приблизиться к пониманию самого сложного, сильного, стихийного чувства. А это значит — познать себя.

В спектакле принимают участие: Вадим Волков, Алиса Варова, Сергей Барабаш/ Илья Демидов, Анатолий Друзенко/ Николай Иванов, Наталья Третьякова, Люба Мирош, Андрей Зарубин, Сергей Яценюк, Анастасия Тюнина, Ксения Ирхина, Алиса Иванова, Надежда Некрасова/ Наталья Мызникова, Людмила Пастернак.

Александринский театр — Новая сцена

«Сегодня. 2016»
Премьера — 25 февраля 2016 года
Режиссер — Валерий Фокин

Спектакль «Сегодня. 2016» — сближение поколений. Режиссер Валерий Фокин поставил фантастическую повесть своего сына Кирилла Фокина «Огонь». Сюжет фантастичен, но вот темы, затронутые в тексте, крайне реальны. Инопланетная цивилизация, желающая помочь человечеству, и… жажда власти, амбиции, слепота — все, что отнимает шансы к спасению.

Для Валерия Фокина этот спектакль — первая работа в стенах Новой сцены родного театра. Медиатехнологии должны быть поставлены на службу поискам новых смыслов.

В спектакле задействованы: Пётр Семак, Елена Вожакина, Полина Теплякова, Никита Барсуков, Игорь Мосюк, Софья Шустрова, Тимур Акшенцев, Дмитрий Белов, Дмитрий Бутеев, Юрий Гук, Андрей Марусин, Александр Щербаков.

Театр имени Ленсовета

«Сон об осени»
Премьера — 3 февраля 2016 года
Спектакль Юрия Бутусова

Для своего нового спектакля Юрий Бутусов совсем не случайно выбрал пьесу малоизвестного в России норвежского драматурга Юна Фоссе. Вместе с декабрьской премьерой «THE DEMONS» Дениса Хусниярова «Сон об осени», возможно, образует в Театре имени Ленсовета некий цикл спектаклей со скандинавским акцентом на идею о неугасаемом стремлении к счастью и иллюзорности времени.

10_16_05

Сам режиссер назвал эту пьесу историей о «непривыкании к жизни», когда все события, состоявшиеся или нет, все чувства и мысли, подлинные или придуманные, люди, которых отпустили или сумели удержать, перемешиваются в коридорах памяти и в пространствах полусна-полуреальности. В конечном итоге остается собирательный образ Человека как квинтэссенции всех возрастов и состояний. А значит, его смерть — это только одно из сновидений, некая стадия цикла. Ритмический пульс спектакля вовлекает зрителей в круговорот сложных человеческих отношений и игры со временем нашей жизни.

В спектакле заняты: Виталий Куликов, Ольга Муравицкая, Лаура Пицхелаури, Сергей Волков.

Театр имени Ленсовета

«Жанна»
Премьера — 19 марта 2016 года
Режиссер — Мария Романова

10_16_06

В Театре Ленсовета, где в этом сезоне особенно много премьер, в марте ожидается еще одна — спектакль по современной пьесе Ярославы Пулинович «Жанна». За этот материал взялась режиссер Мария Романова, соединив два поколения ленсоветовских актеров.

В центре спектакля, как и в центре пьесы, — сильные, независимые женщины, привыкшие рассчитывать только на себя. Запертые на замок чувства, скрытые эмоции, демонстративно высокая самооценка… Героини с каждым шагом убеждают себя в том, что им никто не нужен. В мире, где правят такие женщины, мужчинам остаются роли слабых. И возникают «аномалии», «изнанки», «тупики» непреодолимого одиночества.

В спектакле заняты: Иван Бровин, Елена Комиссаренко, Галина Кочеткова, Сергей Кушаков, Наталия Немшилова, Алексей Торковер, Вероника Фаворская.

Театр на Васильевском

«Жильвинас. Сны о Литве»
Премьера —25 февраля 2016 года
Режиссер — Ольга Зарубина

Времена обрядов, легенд и сказаний Литвы, наполненные красками и жизнью, воспрянут перед взором зрителей в новом спектакле на сцене Театра на Васильевском «Жильвинас. Сны о Литве», поставленном в рамках российско-литовского содружества. В основе постановки — легенда о князе Гедиминасе, столь же знаковом для литовцев, как для русских Петр Великий. Правил князь Гедиминас Литвой 25 лет, умер на поле брани, пронзенный стрелой.

10_16_07

Еще одной ветвью сюжета стала литовская сказка «Эгле, королева ужей». Сказочные и вполне реальные, пусть и легендарные сюжеты перетекают друг в друга, рождая незабываемый, чарующий дух старинной Литвы. В спектакле используется народная музыка, а также произведения Микалоюса Чюрлёниса.

В спектакле заняты: Иван Кутыркин, Ольга Зарубина, Аудрюс Яковлевас, Георгий Пайгалик, Илья Цымбалов, Светлана Гешелева, Арсений Яковлев, Федор Яковлев, Вячеслав Антонов.

Театр имени В. Ф. Комиссаржевской

«Привидения»
Премьера — 27 февраля 2016 года
Режиссер — Алексей Утеганов

В Театре имени Комиссаржевской с 27 февраля поселились «Привидения» — одна из самых известных пьес великого норвежского драматурга Генрика Ибсена. Пьеса эта в каком-то смысле стала вызовом для его современников. Брак фру Алвинг, главной героини пьесы, казался со стороны образцовым, но на деле был построен на лжи, уловках и изменах.

10_16_08

Героев постоянно преследуют призраки прошлого, от которых им никогда не избавиться. Фру Алвинг пробует идти вперед, строя приют на деньги давно почившего мужа, но в доме ее живет служанка Регина, которая на самом деле его внебрачная дочь. В сыне Освальде, недавно вернувшемся из Парижа, воплощается наследственный рок, своеобразное проклятие рода, ибо именно ему предстоит страдать за прегрешения отца, который вел распутную жизнь и передал свою болезнь (не метафорическую, а вполне реальную и опасную) сыну. Капитан Алвинг давно умер, но призрак его прегрешений продолжает незримо следовать за фру Алвинг, отравляя и переворачивая ее жизнь. Прошлое и настоящее переплетаются в психологии, морали и философии. Как чувствует этот «комплекс» современный театр?

В спектакле заняты заслуженные артисты России Анастасия Мельникова, Анатолий Горин и Евгений Иванов, а также Варя Светлова и др.