Театральный город

Парадная площадь

ВЛАСТИ И СТРАСТИ

«Ревизор» Петра Шерешевского, «Чайка» Евгения Марчелли на фестивале «Осенний марафон 2018»

Ревизор

В Петербурге состоялся первый фестиваль «Осенний марафон 2018». Кроме топовых московских театров (Ленком, Табакерка, Театр Романа Виктюка), собирающих зрителей за счет статуса, звездных актерских имен, в нем приняли участие и театры провинции. Это не случайность. Сегодня постепенно стирается различие между театральным центром и периферией — провинция переживает подъем. Выпускники театральных вузов делают в больших и малых городах России свои стартапы. Для просвещенных зрителей театры Ярославля, Воронежа, Омска, Новосибирска, Красноярска и проч. становятся местами паломничеств. Провинция оправдывает ожидания: если взглянуть на последний шорт-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска», то большая часть конкурсной программы — театры регионов. В этой программе, например, спектакли театров Пскова и Ярославля, также вошедшие в афишу «Осеннего марафона».

И псковский «Ревизор» Петра Шерешевского, поставленный в трагическом изводе, и ярославская «Чайка» Евгения Марчелли, развернутая в сторону комедии — жёсткое прочтение классического материала. Классика работает как «эзопов язык», которым возможно выразить подцензурные темы.

Комедия Гоголя в этом сезоне пользуется особым вниманием не только режиссеров, но и тех, кого проблематика пьесы касается непосредственно. Например, администрацию города Сызрань настолько возмутила афиша спектакля местного театра с подзаголовком «кошмар госчиновника», что ее пришлось снять и переделать. Нынешняя власть оказалась куда более восприимчивой к зеркалу сатиры, чем чиновничество эпохи Николая I, и, оскорбившись в лучших чувствах, принялась пенять ему на «кривизну».

Ревизор

Действие спектакля Шерешевского, поставленного в Псковской драме, происходит в среде современного провинциального чиновничества. Артисты играют с микрофонами, живой план сопровождается съемкой онлайн, а на экраны транслируются крупные планы их лиц. Это позволяет актерам не акцентировать/форсировать свою игру, ни мимически, ни интонационно, так, в сцене застолья у Городничего по случаю окончания школы его дочери, Марьи Антоновны, возникает ощущение будничного жизненного потока, из которого еще не вычленимы ни герои, ни их поступки. Зато в минуты драматического напряжения кинематографическая реальность притягивает взгляд.

В спектакле много аллюзий к современной действительности, много новостных цитат, герои дают взятки современными зелеными и красными банкнотами, пляшут под Шнура и Кипелова. Но куда более важно, что он становится серьезным размышлением о природе власти. Хлестаков Камиля Хардина — довольно невзрачный современный парень, практически человек без свойств. Однако чиновники и их жены, буквально «намагниченные» известием о приезде значительного лица из столицы, принимают эту фиктивную фигуру на веру. И магия этой фигуры, ее гипнотическое воздействие растет от минуты к минуте. Вот, придя в гостиницу, где застрял «ревизор», Городничий снизу вверх, как завороженный, разглядывает голую ногу забравшегося на кровать Хлестакова. В его взгляде мешаются недоумение и обожание: как такая обычная телесная оболочка может быть средоточием такого могущества?

Ревизор

Предметом исследования становятся маленькие люди с их желаниями, страхами и амбициями. И вот природу такого «маленького» (вне зависимости от положения на карьерной лестнице), навсегда перепуганного, ощущающего свою несоразмерность «значительным лицам», человечного человека, и исследует режиссер. Это лучше всего видно на примере смотрителя Хлопова (Денис Золотарев), который в присутствии «ревизора» буквально деревенеет.

На званом обеде в честь приезда Хлестакова чиновники и их жены как будто самопроизвольно вводят себя в гипноз. Хлестакову не надо заниматься презентацией своей мнимой власти, статуса или талантов. Наоборот, дружное оцепенение, в котором то Городничий исполняет под гитару «Почему так в России березы шумят», то одна из жен в трансе требует цоевских «Перемен», а другая в экзальтации читает стихи, становится для него стимулом, из которого растет ощущение полной безнаказанности и вседозволенности. Хлестаков не понимает, что творится, но интуитивно, как животное, ловит эти мощные флюиды обожания/ужаса и унижает, буквально обходя стол по кругу — вешает из кастрюли лапшу на головы Антона Антоновича и его гостей.

Также покорно Сквозник-Дмухановские наблюдают, как их гость уводит в свою комнату уже полураздетую им Машу (Дарья Чураева). И вчерашняя смешливая школьница, будто жертва для заклания, ложится под него, утратив волю, не отдавая себе отчета в происходящем, так что механические фрикции под одеялом нельзя даже назвать изнасилованием. И пока это происходит родители, словно заговаривая себя, чтобы не видеть очевидного, обсуждают свою будущую блестящую жизнь в Петербурге в качестве тестя и тёщи важного чиновника.

Главный герой спектакля, Городничий Евгения Терских, персона драматическая. Красивое, сильное, умное, хитрое животное, кажется, он не может так самообманываться. И когда Хлестаков, только что поимевший его дочь, сообщает, что собирается уехать «к дядюшке», а уж потом жениться, блики интуитивного предчувствия катастрофы играют на лице артиста. Но магия власти так сильна, что самый умный и человечный из персонажей усилием воли обманывается вновь. А обнаружив обман, оказывается не в силах пережить — не крах надежд, а предательство им своих близких.

«Чайка» — обласканного наградами и премиями, «первого русского» Театра им. Федора Волкова из Ярославля — совсем другая история. Пренебрегая зрелищностью, но подразнив в первые минуты спектакля видом гарцующей настоящей живой лошади и всадницы на ней, Евгений Марчелли перекрывает глубину сцены железным занавесом, куда иногда проецируются изображения чаек. Актеры же выводятся на авансцену, где и работают практически в концертном режиме стендапа, импровизируют, комментируют не только других, но и самих себя. Их персонажи — и есть шоумены, соревнующиеся в нелепости своих нарядов и амбиций.

Чайка

Еще одна чайка, подстреленная Костей Треплевым, долго трепыхается, агонизирует в большом мусорном пакете, пока, наконец, Нина (Алена Тертова) решительно не свернет ей шею. Животная сверхинтуиция, с какой эта некрасивая, на первый взгляд, наивная девочка идет к своей цели, ее безыскусность, граничащая с нелепостью, чарует мужчин, так что даже сластолюбивый инвалид Сорин (Владимир Майзингер) норовит усадить ее на колени, а Тригорин во время представления пьесы Треплева зачарованно всматривается в прыгнувшую в аквариум-бассейн Нину как в диковинную зверюшку. Образ наездницы еще даст о себе знать: Нина седлает Тригорина, вскакивает к нему на колени.

Чайка

Вообще все героини спектакля такие пулумифические зооморфы, манипулирующие своей женственностью: что опытная хищница Аркадина, иронично сыгранная Анастасией Светловой с самоцитатами, в ореоле всех сыгранной не только Аркадиной, но самою актрисой вампических героинь, что начинающая охотница Заречная, что дебелая, отцветшая, но тоже требующая ласк Полина Андреевна (Светлана Спиридонова).

Чайка

Мужчины же выглядят более-менее жертвами. Почти аутист, погруженный в себя Тригорин (Николай Зуборенко) откровенно не знает, что ему делать с соблазнительно выставленным напоказ коленом Заречной. Дорн (Евгений Мундум) измучен харассментом плотоядной Полины, которая запирает его на ключ и норовит «зажать» в углу. По поводу таланта Треплева (Кирилл Деришев) тоже нет никаких иллюзий: закомплексованный юноша сам срывает премьеру своей пьесы, вслух отчаянно суфлируя Заречной. Однако его пьеса о Мировой Душе оказывается пророческой, во втором действии пространство сцены раскрывается и спектакль обретает дополнительное, эсхатологическое измерение. Вот здесь то и вспоминается мелькнувший в прологе «конь бледный». А Нина является Косте не Мировой Душой, а вестницей смерти, всадницей Апокалипсиса, накрывающего мир в отсутствие любви.