Триумфальная арка
После Бутусова
Интервью с директором Театра имени Ленсовета Валерием Градковским
Первый вопрос вполне объясним после непростой ситуации с уходом из театра Юрия Бутусова. Как справляетесь?
Наш театр уже переживал подобное, когда ушел из жизни Владислав Борисович Пази, и мы некоторое время жили без художественного руководителя. Так и сейчас, нас эта ситуация застала врасплох, и мы обратились в Комитет по культуре и Правительство города с просьбой — не спешить с назначением нового творческого лидера, дать нам возможность поработать с разными режиссерами. Художественный совет театра назвал несколько имен, с которыми выстраиваются творческие взаимоотношения. Сегодня у нас уже сформирован репертуар на два сезона, а предложения поступают до сих пор, многие режиссеры хотели бы с нами работать. Только что на Волковском фестивале в Ярославле я разговаривал с Евгением Марчелли, который к предложению о сотрудничестве отнесся очень благожелательно, надеемся на этот раз все у нас получится.
То есть вы — театр я имею ввиду — примеряетесь к режиссуре, так это можно назвать?
Да. Поэтому я от лица всей труппы должен поблагодарить город за доверие. Конечно, нужен
творческий лидер, мы вовсе не стремимся к менеджерской модели, но самостоятельность
коллектива, анализ опыта сотрудничества с разными режиссерами — это присуще нашей труппе. Сильные художественные лидеры прошлых лет — Владимиров, Пази, Бутусов — воспитали сознательную ответственную труппу, и это дает нам возможность взвешенно и критически относиться к сегодняшнему сложному моменту.
На наших глазах в последние годы разворачивается уже не первый эксперимент, когда в старый театр приходит режиссер иной формации — скажем, Андрей Могучий в БДТ, Валерий Фокин в Александринку. Поэтому вам, театру, придется так или иначе оценивать опыт работы с Юрием Бутусовым. Ведь где-то эксперимент получается, а где-то нет, на то он и эксперимент, это нормально. Как театр оценивает бутусовский период истории уже сейчас, когда он позади?
Это, безусловно, серьёзный и успешный этап в развитии театра. К театру вернулся интерес профессионального театрального сообщества, внимание театральных премий и фестивалей, идет активная гастрольная деятельность. Все девять спектаклей Юрия Николаевича по-прежнему в репертуаре, и мы будем их сохранять, беречь, это важно и для всего коллектива, и для многих артистов.
Все понимают, что театр Ленсовета переживает сейчас сложный проблемный период. И главная проблема в том, имеет ли он художественную программу в отсутствии худрука, потому что все прежние программы были вполне определенными и конкретно связанными с Владимировым, Пази и Бутусовым.
Я думаю, что о программе пока говорить рано. Мы пригласили работать с нами очень разных режиссеров: Андрея Прикотенко, Владимира Сергеевича Петрова, Юрия Цуркану, все они вполне успешно работали у нас в прежние годы. Начался диалог с Дмитрием Крымовым. С Максимом Диденко уже обсуждаем название. Конечно, у каждого из этих режиссеров будет своя программа, в случае прихода к нам на должность главрежа или худрука. Можно сказать, что сейчас наша программа — работа с разными яркими режиссерами. Труппа наша сильная, в отличной форме, режиссёры готовы с ней решать сложные творческие задачи.
Замечу, что в таких ситуациях, когда театр по каким-то причинам остается без творческого лидера, нередко возникают одиозные личности, которые выражают желание спасти театр. Я такой необходимости — срочно призывать спасателя — пока не вижу. Сегодня у меня не возникает беспокойства о развале, гибели театра. К тому же у нас самих есть три штатных режиссера. Олег Александрович Леваков, ученик Игоря Петровича Владимирова, на нашей афише сейчас восемь его постановок, он востребован не только в театре Ленсовета, но и в других театрах города и страны. У нас работает режиссер Мария Романова — она поставила у нас уже шесть спектаклей, два из них были отмечены премиями «Арлекин» и «Прорыв». Олег Дмитриевич Зорин, который преподавал на актерских курсах и Владимирова, и Пази, и Бутусова, он — наша гарантия качества, наша совесть, если хотите, его советы и собственная творческая активность дорогого стоят. Одна из лидеров труппы, ученица Владимирова Анна Яковлевна Алексахина, выпустившая три года назад при активном участии Бутусова свой первый актерский курс, влившийся целиком в нашу труппу, внимательно и пристрастно следит за своими учениками, их ростом и развитием. В общем, коллектив хочет и может работать, надеемся, что первая премьера сезона — «Русская матрица» режиссёра Андрея Прикотенко, где занята большая часть труппы, это докажет. Артисты репетируют с большим интересом и энтузиазмом.
Это ближайшая премьера?
Да, в ноябре премьера. Андрей Михайлович тяготеет к эпическому материалу, и в этой работе он хочет проследить становление ментальности русского человека, русской души на основе отечественной мифологии. Это большая форма, многонаселенный спектакль с ярким оформлением Ольги Шаишмелашвили и музыкой Ивана Кушнира.
Не слишком ли у нас складывается жизнерадостная картина театра без худрука? Неужели нет проблем, которые не решены?
Поймите, труппа не может сидеть пригорюнившись и ждать, как говорится, «у моря погоды». Труппа хочет и должна работать. И только работа покажет, определит, выявит нового лидера для коллектива. Проблемы, конечно же, есть, мы же живые. Например, меня очень тревожит, и я даже собирал недавно труппу по этому поводу: многие наши актеры очень востребованы в кино и в других театрах, и для того, чтобы позволить им проявлять себя еще где-то, использовать по максимуму свои творческие возможности, нам приходится порой учитывать их занятость в ущерб себе, своему репертуару. Перекос в этом деле меня и беспокоит. Но это проблема не только театра Ленсовета, а любого театра, где работают популярные артисты.
Но это ведь привлекает внимание к театру, если в нем работают известные по кино и телевидению актеры.
Безусловно, я это понимаю. Кино и телевидение имеют важное значение для продвижения
театра. Есть зритель, который идет смотреть спектакль, а есть зритель, который идет смотреть
артистов. Мы это учитываем, но театр для артиста должен быть главным местом, и настоящие
артисты это понимают — отменяют съемки, сторонние работы, когда они нужны театру.
А вот уже вопрос к менеджеру. Многие театры сегодня, с целью привлечения внимания и воспитания своего зрителя, используют многофункциональность: устраивают просветительские циклы, как в БДТ, и концерты, и всякие творческие встречи, и еще много чего. А вы к этому как относитесь?
У нас такая практика была, она есть и сейчас. Во времена Владислава Борисовича Пази мы проводили такие просветительские программы. При Г. Стрелкове устраивали обсуждение спектаклей со зрителями, артистами, постановочной бригадой, автором пьесы и критиками. У нас уже много лет каждую весну проводится режиссерская лаборатория. В результате этого мы находим молодого режиссера, дебютанта, чей этюд мы хотели бы превратить в репертуарный спектакль. Так, в этом году Илья Мощицкий будет ставить пьесу нобелевского лауреата Эльфриды Елинек «Посох, палка и палач». Это будет репертуарным открытием автора в Петербурге. Через режиссёрскую лабораторию у нас на Малой сцене появились спектакли «ХАРМС», «Венчание» Витольда Гомбровича, «Тело Гектора» Аси Волошиной. Мы эти поиски молодых талантов начинали в свое время с продюсером Миленой Авимской, и в результате появился её «ON-театр». Малая сцена театра Игорем Петровичем Владимировым в далеком 1974 году и была создана для экспериментальной работы, для продвижения молодых, мы эти цели преследуем по сей день. В прошедшем сезоне здесь сделала очень интересный спектакль «Медея» лауреат премии «Прорыв» Евгения Сафонова, спектакль «Беглец» по повести Льва Николаевича Толстого «Казаки» выпустил ученик Сергея Женовача, молодой выпускник ГИТИСа Айдар Заббаров, спектакль стал его успешной дипломной работой.
Вы уже говорили, что театр востребован как гастролер…
Мы много ездим. Только что вернулись с Волковского фестиваля, где впервые на другой площадке показали премьеру прошедшего сезона — «Гамлета» Юрия Бутусова. Этот же спектакль будет представлять театр на Второй Биеннале театрального искусства в Москве в ноябре. Сейчас мы собираемся на Первый качаловский фестиваль в Казань, именно нашим спектаклем «Город. Женитьба. Гоголь.» он откроется. Весной с этим же спектаклем Бутусова мы поедем в Ригу.
У нас есть гастрольный план на весь сезон, и уже есть предложения на следующий. Мы активно работаем с Агентством по поддержке гастрольной деятельности при Министерстве культуры России, уже второй раз поедем в Новокузнецк в феврале. В марте нас ждет фестиваль в белорусском Могилёве, потом в Сочи, в мае — Архангельск. Как видите, темп работы нисколько не снизился — и творческой, и гастрольной деятельностью театр подтверждает свою состоятельность.
А теперь давайте о зрителе. Какой он — ваш зритель, изменился ли он за последние годы?
Конечно, изменился. Мы помним 90-е годы, и того зрителя помним, когда молодежь редко ходила в театр, и вообще зритель от театров отвернулся. Сейчас в театре больше молодежи, и это радует. Но мы не забываем и о старшем, и о среднем поколении зрителей, они для нас по-прежнему важны. В театре каждый зритель должен иметь право выбрать то, что ему близко, но при этом иметь и возможность найти для себя что-то новое, необычное, неизвестное ему ранее. У нас сильная команда менеджеров по продажам билетов, по работе со зрителем, которые очень взвешенно относятся к ценовой политике, а это, конечно, тоже важная составляющая театра, прочный фундамент.
А кто для вас образец театрального менеджера?
Я являюсь членом правления Гильдии театральных менеджеров России, её возглавляет Анатолий Евсеевич Полянкин, директор московского театра «Сатирикон». Он — ярчайший представитель этой профессии, на него я могу ориентироваться. Еще могу назвать Владимира Георгиевича Урина, гендиректора Большого театра, который, как говорит, его жена, дома не появляется, потому что живет в театре. Могу в качестве своих профессиональных ориентиров назвать и директора вахтанговского театра Кирилла Игоревича Крока, и руководителей наших питерских театров — Сергея Григорьевича Шуба из Театра-фестиваля «Балтийский дом», Юрия Алексеевича Шварцкопфа из театра Музыкальной комедии. Это люди, преданные своей профессии и преданные театру, любящие и понимающие его, знающие, что это особый организм, к которому нельзя относиться с какими-то стандартными способами управления учреждением.
Мне кажется, что профессиональный театральный менеджер должен понимать и чувствовать и творческую и, организационно-хозяйственную стороны театра. При этом мы, директора, должны профессионально работать с государством: хочешь работать с государством — будь любезен знать правила работы с государственным бюджетом. И при этом главное — мы понимаем, что у любого творческого коллектива есть особенности.