Театральный город

Перекресток

Площадка «Скороход»: про современный вкус, про меня и про театр

Компания Magic Garden предлагает прямо сейчас и прямо здесь (на Площадке Скороход) выяснить, кто ты есть на самом деле. А заодно — понять, кто морочит нам голову — неизвестные ОНИ или МЫ сами. Тема личных заморочек — заодно и зрительских, и не только…

ploshhadka-skoroxod

Вы проходите в зал. Ряды стульев расположены так, что все рассаживаются друг перед другом, ви за ви. Администраторы предупреждают: «Садиться напротив незнакомого человека».

Вдалеке — черный рояль, пианист играет знакомые мелодии. Но вы все-таки напряжены. Есть чувство «мышеловки», хотя Шекспир явно «отдыхает». Но эффект «очи обратить мне вглубь души» беспокоит неизвестностью новых средств достижения цели.

Пока — напротив незнакомый человек, и ничего не остается, кроме как упереться в него взглядом. Таковы условия игры. Стоп! Игра — не вполне подходящее слово. Действие тоже не очень годится. Это и театр, и не театр. Но точно — повод подумать о многом, в том числе, о театре. Все всерьез, если не хватит сил улыбаться.

Ваше задание: отвечать на вопросы про человека напротив. Эффект предстоит неожиданный. Очень скоро станет ясно, что тревога и беспокойство не были случайными. Вопросы о нем, как и всякие вопросы в наше время, имеют подвох и непроизвольно требуют еще и саморазоблачения. Как любая откровенность. Где-то рядом, кстати, возникает ощущение «сдирания» главных театральных «одежд», предчувствий и ожиданий: за ними жажда обнажения души, освобождения, наивного открытия. Как в детстве, как в первый раз.

Вся ситуация и вся постановка — ответы на вопросы анкет, находящихся под вашим стулом. «Из колонок» звучит голос (не записанный, а живой). Невидимый модератор просит внимательно посмотреть на человека перед вами. Затем — достать планшет, ручку и анкету номер один. У вас есть 12 минут, чтобы ответить на тридцать простых вопросов о человеке, сидящем перед вами. Угадать ответ.

ploshhadka-skoroxod-3

По истечении времени анкету просят положить обратно в конверт и отложить в сторону. Наступает очередь анкеты номер два, которая тоже находится под стулом, и так далее — до шестой анкеты.

В течение всего этого времени внимание очевидно переключается с внешнего уровня, на внутренний, когда нужно говорить о мыслях и чувствах. Задача — писать первое, что приходит в голову. Так требует голос «из колонок». Самое забавное: мы почему-то перестаем думать о человеке напротив и подсознательно ставим себя на его место.

Написанное про него превращается в собственный «синхрон», очень личный и все-таки «игровой». В игру вступают наши привычки, комплексы, неявные желания. Вероятно, так выстроены нейронные связи в человеческом мозге, которые в данном случае можно назвать «проторенными дорожками» — по ним движется наше ассоциативное мышление. Легко понять, что при ограничениях во времени, плюс количестве вопросов и установке на «первое, что приходит в голову», человек находит самые быстрые и уже известные конкретно его мышлению пути.

Базовая линия театральных исследований компании Magic Garden — изучение принципов зрительского восприятия и памяти.

ploshhadka-skoroxod-1

Вы становитесь участником эксперимента, выясняющего, какая она на ваш личный вкус — смесь опыта и фантазии, исследования и воображения, интеллекта и интуиции.

К моменту включения в действие шестой анкеты между двумя реципиентами возникает очевидная связь. На протяжении часа два человека должны смотреть друг на друга, периодически встречаясь взглядами, улыбаясь, внутренне меняясь местами. Вопросы затрагивают разные сферы жизни человека, и, значит, разрушают барьеры — психологические, общественные, заставляют заглянуть «под», пройти «за». Театр возникает и отменяет сам себя. Границы аннулированы, стены рухнули. Зритель и персонаж смотрят друг В друга, прямо «туда». Роль зрителя кажется в этом действе становится испытанием. Попасть «туда» не безопасно.

Неожиданным является момент, когда «голос» просит обменяться анкетами. Первую можно просто прочесть, а вторую — не открывая, пропустить через шредер. На спектакле 29 октября нашелся лишь один человек, решившийся на это. Ведь именно здесь появляется возможность персонального выбора.

Уничтожить анкету — значит заставить свое воображение бесконечно перебирать всевозможные варианты ответов и мыслей человека про вас и вашу «интимную», личную жизнь.

Не уничтожить — увидеть своими глазами, что он думает про вас. Или все-таки про себя?

ploshhadka-skoroxod-2

Кульминацией всего действия является открытое и свободное общение между двумя до того «немыми» собеседниками.

Адаптацию такого сценария для Петербурга сделал режиссер Семен Александровский. Адаптацию? Тут все «работает» против — против трафаретов, привычек, удобств. Тут все — во имя чистого листа.

В общем, давайте разбираться, что это за спектакль, спектакль ли это вообще, и почему сама форма коммуникации, заявленная в этой постановке, при всей кажущейся простоте — так непроста, так любопытна и важна. И главное, почему сегодня все это кажется нужнее и острее самого Аристотеля с его вечным мимесисом, который на сегодняшний вкус — как бабушкино «повидло».

О «повидле» остается помечтать…

Фотоматериалы предоставлены площадкой «Скороход»