Парадная площадь
ИЗ ЛЮБВИ К ТЕАТРУ
В последнюю декаду сентября в Санкт-Петербурге прошёл третий Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров «Невские театральные встречи»
Закончился третий фестиваль любительских театров «Невские театральные встречи», посвящённый памяти одной из основательниц форума и многолетней покровительницы театральной самодеятельности всей Ленинградской области Е. И. Брун.
Именно из этого региона поступило больше всего заявок — что, конечно же, отразилось и на списке участников фестиваля, и на списке его победителей. Усилия, вложенные Еленой Иосифовной в поддержку и развитие театрального любительства, продолжают приносить плоды.
Впрочем, и общая география фестиваля в этом году оказалась широкой — от Санкт-Петербурга до Белгорода и Саратова, от столицы Удмуртской Республики Ижевска до маленького города Ярцево в Смоленской области.
Столь же широк список освоенных театральной самодеятельностью жанров и направлений — тут и моноспектакли, и постановки по классике, и активно заявленная новая драма. Спектакли для взрослых, для детей, музыкальные постановки. Спектакли традиционной формы и весьма острого режиссёрского рисунка. Постановки, рассчитанные и на тонких ценителей, и на широкую зрительскую аудиторию.
Особо следует сказать про театр кукол. В этом году он был представлен настолько разнообразно и ярко, что организаторы сочли возможным посвятить ему отдельную фестивальную программу.
Лучшим спектаклем театра кукол была признана постановка «Священная книга» молодёжного театра «Балаганчик» из г. Ижевска, в основу которой легли сюжеты удмуртских мифов. В режиссуре засл. деят. иск. РФ Любови Аюповой древние тексты гармонично воплотились в синтезе театра художника, театра кукол и живого интерактивного общения молодых актёров с маленькими зрителями.
Лучший актёрский ансамбль обнаружился в спектакле «Тряпичный народец» детского театра «Сердечко» из г. Сосновый Бор (режиссёр — Нина Фомичёва). В этой постановке, носившей характер эстрадного обозрения, зрителю была представлена едва ли не вся палитра техник кукловождения — от самых простых до всё более сложных — требующих как раз групповой, ансамблевой слаженности всех исполнителей.
Лучшую сценографию предъявил спектакль «В поисках счастья» Театра кукол санкт-петербургского Дворца творчества юных. В нём режиссёр Мария Лелека и художник Мария Шмагарина интерпретировали пространство «Синей птицы» Метерлинка как пространство волшебного и захватывающего сновидения, в путешествие по которому отправляются главные герои.
«За романтизм в спектакле» была награждена постановка «Правдивая история мышонка Муфа» ТЮЗа им. Ю. Я. Шишкина из г. Кингисепп (режиссёр — Ольга Абдулхалимова).
«За художественное решение кукол» был отмечен спектакль «Котёнок на снегу» театра-студии «Муравейник» из городского поселения Кузьмоловское (режиссёр — Яна Дяченко).
В драматической части фестиваля награды распределились следующим образом:
Гран-при получила постановка «Академия смеха» театра-студии «Закулисье» из посёлка Александровская (режиссёры — Ирина Никитюк и Анатолий Трухин). Жюри покорил и слаженный актёрский дуэт Константина Грицана и Павла Шмелёва, и остроумное решение пространства спектакля как (яркая метафора цензурных требований государства к художнику) бесконечно перестраиваемого боевого ринга. Правила боя раунд за раундом тоже меняются — и герои вынуждены меняться вместе с ними.
Лауреатом I степени стал спектакль «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» Театра универсального зрителя из деревни Заклинье (режиссёр — Светлана Золина) — яркое, гротескное, одновременно очень театральное и современное прочтение гоголевской поэмы. Душой и сердцем постановки стал её главный герой — в пугающе цельном, фактурном и невероятно обаятельном исполнении Владимира Каминского (приз в номинации Лучшая мужская роль пришёлся тут как нельзя кстати).
Лауреатом II степени был назван спектакль «Я буду жить долго-долго…» молодёжного театра «Бумс» из г. Сланцы (режиссёр — Людмила Бобылева, з. р. к. РФ). Тут мы, напротив, имеем дело с постановкой очень тихого звучания. В интерпретации пьесы Теннесси Уильямса «Отчуждённая собственность» и рассказа О. Генри «Последний лист» юные исполнители не сливаются со своими персонажами, а словно бы смотрят на них немного со стороны — и передают друг другу их реплики медленно и осторожно — будто свечу на ветру. Именно хрупкость, недолговечность нашего пребывания на земле становится главной темой этого непростого спектакля.
Осознание хрупкости человеческой жизни и вера в чудо как единственное спасение от земных напастей становится главной темой и в спектакле «Владимирская площадь» народного театра «Ширма» из посёлка Приладожский. Постановка пьесы Людмилы Разумовской, получившая традиционный для фестиваля диплом «Лучший спектакль о Петербурге», завоевала также и приз в номинации Лучшая женская роль — его получила сыгравшая Веру Ивановну Мария Михеева, з. р. к. РФ (она же руководитель «Ширмы» и режиссёр «Владимирской площади»).
Лучшим моноспектаклем фестиваля стали «Записки сумасшедшего», поставленные и сыгранные Антоном Орлом из г. Ярцево Смоленской области. Парадокс развития образа Поприщина в этом спектакле заключается в том, что только в безумии он начинает чувствовать себя свободным человеком и расцветает как личность.
Лучший актёрский ансамбль (за пределами театра кукол) жюри обнаружило в спектакле «НеБылицы МюнгХаузена» санкт-петербургского театра-студии «Шаги» (режиссёр — Елена Васильева). Дело в том, что барон Мюнгхаузен в этой насквозь музыкальной постановке (хореограф — Злата Колчина, композитор — Наталья Тарасенкова) — герой коллективный. Его роль поют, танцуют, играют и декламируют абсолютно все участники этого крепко собранного и прекрасно исполненного рече-музыкального действа.
Диплом «Самый зрительский спектакль» был вручён постановке «Господа, товарищи, сволочи и дамы» театра «Ровесник» из г. Бокситогорск (режиссёр — Вячеслав Болясов, з. р. к. РФ).
«За творческую дерзость» наградили Дениса Лобанова — режиссёра спектакля «Тернистые Частоты Кораблей» санкт-петербургской театральной студии «Арт-Магия».
«За профессионализм» были отмечены создатели спектакля «Старая зайчиха» гатчинского театра-студии «За углом» (режиссёр — Юрий Калугин, художник — Вера Курицина).
Диплом «За разнообразие художественных средств» получил спектакль «Кому достанется Вольтер…» театра-студии СПбГУ (режиссёры и исполнители — Екатерина Ковалёва и Михаил Клименко).
И как всегда, в рамках фестиваля прошли творческие встречи — с народным артистом РФ, председателем Комиссии по любительским театрам СТД РФ Юрием Васильевым (Москва) и режиссёром Яной Туминой,
а также состоялись мастер-классы — по актёрской импровизации и сценической речи.